О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в







НазваниеО деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в
страница1/8
Дата публикации25.01.2015
Размер0.89 Mb.
ТипЗакон
p.120-bal.ru > Доклады > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8



О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в

Краснодарском крае в 2012 году

Введение
Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации последних лет ставятся задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Одним из инструментов обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов является институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.

Институт Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае отметил свое десятилетие. За этот период служба прошла становление, развитие, и заняла определенное место в системе государственных органов, осуществляющих обеспечение и защиту прав несовершеннолетних.

В соответствии с п.4 ст.9 Закона Краснодарского края от 26.06.2002 года № 498-КЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае», регламентирующего его деятельность, Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае (далее Уполномоченный) готовит ежегодный доклад и представляет его главе администрации Краснодарского края и председателю Законодательного Собрания Краснодарского края.

Настоящий доклад основан на изучении и анализе письменных и устных обращений граждан, поступивших в ходе личного приема, по телефону «доверия» и электронной почте Уполномоченного, а также переписки Уполномоченного с органами государственной власти, публикаций по проблемам детства в средствах массовой информации. В ежегодном докладе использованы данные официальной статистики и результаты социологических исследований, проведенных Уполномоченным совместно с научными сотрудниками ведущих вузов края.

Настоящий доклад не подменяет доклад о положении детей в Краснодарском крае. В нем отражены отдельные вопросы реализации прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности, а также в законодательных актах, в судебных и административных решениях с точки зрения исполнения основных принципов Конвенции о правах ребенка, освещены основные направления деятельности органов государственной власти Краснодарского края в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних и представлена информация о деятельности Уполномоченного и сотрудников его аппарата в 2012 году.

Несмотря на то, что большинство проблем в реализации прав несовершеннолетних сохраняют актуальность предыдущих лет, в данном докладе Уполномоченный акцентирует внимание на характерных для отчетного года аспектах.

По сложившейся структуре заключительная часть доклада содержит рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края по совершенствованию механизмов обеспечения прав несовершеннолетних в крае с учетом реально сложившейся ситуации и первоочередных задач государственной политики в области детства.

При подготовке доклада были учтены методические рекомендации, разработанные Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, Институтом семьи и воспитания Российской академии образования.

Текст доклада размещен для открытого обсуждения на официальных сайтах Уполномоченного (uprkk1@list.ru) и Законодательного Собрания Краснодарского края (kubzsk.ru).

Основные направления деятельности органов государственной

власти Краснодарского края в сфере обеспечения прав

и законных интересов несовершеннолетних
В 2012 году деятельность органов государственной власти Краснодарского края была всецело направлена на реализацию основных задач государственной демографической политики, формирование комфортной и доброжелательной среды для детей, семей, воспитывающих детей.

В целях эффективного решения актуальных вопросов в сфере детства реализуются ряд федеральных и краевых целевых программ, в том числе краевая целевая программа «Дети Кубани» на 2009-2013 годы (далее – Программа). Так, только за годы реализации вышеназванной Программы объем ее финансирования увеличился с 6 млн. 530 тыс. руб. («Дети Кубани» на 1999-2000 годы) до 9 млрд. 043 млн. руб. 669 тыс. руб. («Дети Кубани» на 2009-2013 годы). В составе действующей Программы реализуются семь подпрограмм: «Дети и семья», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети Кубани», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков», «Здоровый ребенок».

Принимаются меры по стимулированию рождаемости, созданию благоприятных условий для увеличения количества семей, воспитывающих трех и более детей. В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Законом Краснодарского края от 01.08.2012 года № 2568-КЗ
«О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» установлена ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума при рождении третьего или последующих детей - до достижения ими возраста трех лет. Кроме того, Законом Краснодарского края от 04.10.2011 г. № 2344-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» на Кубани введен «краевой материнский капитал» в размере 100 тыс. руб. при рождении третьего и последующего ребенка. В 2012 году многодетные семьи стали получать земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

Особое значение в крае уделяется реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Результативная работа по профилактике социального сиротства закономерно привела к снижению численности вновь выявленных детей, нуждающихся в особой поддержке государства. Еще пять лет назад ежегодно выявлялось в среднем около 3,5 тысячи детей, а в 2010 - 2012 годах выявлено в 2 раза меньше. По-мнению Уполномоченного, именно стабильное снижение численности выявленных детей, оставшихся без родительского попечения, является показателем эффективной реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в Краснодарском крае.

В настоящее время 90% детей, то есть 9 из 10 детей, лишенных родительского попечения, воспитываются в замещающих семьях (в среднем в Российской Федерации – 78%). Целенаправленная социальная политика администрации Краснодарского края в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также позволила значительно увеличить численность детей, усыновленных (удочеренных) жителями Кубани. В прошедшем году каждый 5-й ребенок данной категории обрел семью на правах кровного ребенка. Этому способствовали не только популяризация усыновления, но и материальная поддержка граждан-усыновителей. В соответствии с принятым Законодательным Собранием Краснодарского края законом от 29.12.2008 г. №16162-КЗ «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) в Краснодарском крае» кубанским усыновителям выплачивается единовременное пособие в сумме 300 тыс. руб., а при усыновлении ребенка-инвалида – 500 тыс. руб. В 2012 году пособие уже получили 346 усыновителей.

По-прежнему самой динамично развивающейся формой семейного устройства детей в регионе остается приемная семья. На сегодняшний день в крае более двух тысяч приемных семей. Численность детей в приемных семьях (4 598 детей) вчетверо превышает численность воспитанников учреждений (996 детей). Необходимо отметить, что половина детей-инвалидов от общего числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в приемные семьи. Успешно реализуется разработанная и утвержденная программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В каждом муниципальном образовании Краснодарского края действуют Школы приемных родителей. Результатом проводимых мероприятий стало снижение количества возвратов детей из замещающих семей. В крае продолжается системная работа по реорганизации государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем создания и развития на их базе служб по сопровождению семей и детей.

Краснодарский край выбран в качестве одного из четырех пилотных регионов для апробирования Концепции Федеральной целевой программы «Россия без сирот». Данный выбор обусловлен имеющимся в крае опытом разработки и реализации инновационных моделей решения проблем семейного неблагополучия и социального сиротства.

Следует отметить, что в 2012 году в крае принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование механизма реализации жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа:

- Закон Краснодарского края от 26.12.2012г. № 2645-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае";

- Закон Краснодарского края от 26.12.2012 г. № 2642-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае";

- Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.12.2012 г. № 1565 "Об утверждении Порядка предоставления единовременного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на государственную регистрацию права собственности (права пожизненного наследуемого владения), в том числе на оплату услуг, необходимых для ее осуществления, за исключением жилых помещений, приобретенных за счет средств краевого бюджета";

- Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.09.2012г. № 1111"Об утверждении Порядка предоставления единовременного пособия на ремонт жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на праве собственности, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, приемных семьях, семьях опекунов (попечителей), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при их возвращении в указанные жилые помещения", и др.

В Краснодарском крае последовательно реализуются основные задачи государственной политики в сфере охраны материнства и детства: проводится определенная работа по повышению доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний, развитию системы восстановительного лечения для детей первых трех лет жизни, новорожденных с низкой массой тела. В целях раннего выявления нарушений репродуктивной системы у детей в рамках региональной программы модернизации здравоохранения проводится углубленная диспансеризация 14-летних подростков. Совершенствуется материально-техническая база детских учреждений, принимаются меры по привлечению молодых специалистов, узких специалистов в сельскую местность.

Кроме того, в крае успешно реализуется программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, основанная на формировании у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культурным традициям малой родины – культуры казачества. На Кубани количество классов и групп казачьей направленности превышает 1,5 тысячи, обучение в них проходят свыше 33 тыс. казачат. Осуществляют образовательную деятельность 6 кадетских корпусов и 20 казачьих школ. В казачьих классах целенаправленно изучают историю Кубани, Кубанского казачьего войска, казачью культуру, традиции, обычаи и язык кубанских казаков, основы православной культуры.

На протяжении последних лет органами исполнительной власти и местного самоуправления Краснодарского края принимаются меры по обеспечению доступности дошкольного образования. В рамках реализации долгосрочной программы «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» на 2010-2015 годы в крае ведется строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий детских садов, развиваются вариативные формы дошкольного образования, в том числе группы семейного воспитания, создаются дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Прошедший год стал тяжелым испытанием для Краснодарского края: в результате стихийных бедствий в июле 2012 года унесены жизни десятков людей, тысячи семей в пострадавших от наводнения районах остались без крова и имущества, разрушены объекты транспортной, социальной и инженерной инфраструктур. В результате наводнения только в г. Крымске пострадало более 30 социальных объектов – это школы, детсады, больницы, библиотеки, которые в экстренном режиме были восстановлены. Несмотря на сложную ситуацию в пострадавших от наводнения населенных пунктах края, требующую немедленного разрешения, администрация края в 2012 году реализовала в регионе все запланированные обязательства в социальной сфере.

В целом, проводимая органами государственной власти края социальная политика направлена на создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей; государственную поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; развитие и оптимизацию сети государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, профилактику социального неблагополучия семей с детьми; реализацию мер по предупреждению и профилактике социального сиротства, развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для полноценной жизнедеятельности детей инвалидов и их интеграции в общество; формирование системы для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей; совершенствование системы детского оздоровительного отдыха; обеспечение условий для рождения здоровых детей, охрану здоровья детей и подростков, профилактику детской заболеваемости, инвалидности и смертности.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае по защите прав и законных интересов несовершеннолетних
В прошедшем году Уполномоченный продолжил свою деятельность по выполнению стоящих перед ним задач в рамках компетенции, определенной Законом Краснодарского края от 26 июня 2002 года № 498-КЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае». При выполнении своих функций Уполномоченный вел прием граждан, рассматривал обращения и жалобы граждан, оперативно реагировал на сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка, жестокого обращения с детьми, оказывал детям и их законным представителям юридическую помощь. В 2012 году в рамках действующих двухсторонних соглашений Уполномоченный совместно с органами прокуратуры, Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, исполнительной власти Краснодарского края принимал участие в проверках деятельности органов и учреждений, в ведении которых находятся вопросы реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.

Осуществлялась работа по правовому просвещению населения по вопросам реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, пропаганде основных положений Конвенции по правам ребенка, института уполномоченного по правам ребенка. Правовое просвещение по-прежнему осуществлялось в двух направлениях: непосредственная работа с аудиторией и издание брошюр и памяток о правах детей в различных сферах их жизнедеятельности. Продолжил функционировать информационный сайт Уполномоченного, выполняющий определенную роль в популяризации института Уполномоченного, в информированности широкого круга пользователей об изменениях в законодательстве в сфере детства, в привлечении их внимания к проблемам безопасности детей.

Уполномоченный и его представители участвовали в судебных заседаниях в интересах несовершеннолетних, продолжено взаимодействие с юридическими клиниками по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

В целях выполнения своих функций Уполномоченный вносил в государственные органы, органы местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка, через субъекты права законодательной инициативы вносил предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства, осуществлял изучение и анализ информации на основе материалов государственных органов, органов местного самоуправления, проведенных социологических исследований, публикаций в средствах массовой информации и других источников по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка.

Продолжена практика подготовки специальных докладов по актуальным темам. Так, в 2012 году во исполнение рекомендаций Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 декабря 2011 года №2986-П «О защите имущественных и жилищных прав детей, родители которых лишены родительских прав» в части проведения мониторинга соблюдения имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, Уполномоченным был подготовлен специальный доклад «О соблюдении имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи Краснодарского края». Кроме того, в связи с актуальностью проблемы подготовлен специальный доклад «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

Специальные доклады заслушаны на заседаниях экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае.

В течение 2012 года проведено 4 заседания экспертного совета, рассмотрено 12 вопросов, касающихся проблем реализации прав детей различных категорий в основных сферах их жизнедеятельности.

Продолжена деятельность Уполномоченного в рамках работы Общественного совета при следственном управлении Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю, в котором Уполномоченный возглавил рабочую группу по вопросам защиты прав несовершеннолетних от любых форм насилия. В 2012 году в соответствии с планом работы Общественного совета Уполномоченным с привлечением специалистов Центра диагностики и консультирования «Детство» были подготовлены методические рекомендации для следователей по тактике проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, психологические особенности работы с несовершеннолетними.

Являясь членом ряда комиссий органов исполнительной власти и общественных советов различных ведомств, Уполномоченный и его представители принимали участие в их заседаниях, поднимая актуальные вопросы и проблемы в сфере реализации прав детей непосредственно перед структурами, в ведении которых находится решение этих проблем.

Взаимодействие Уполномоченного с общественными помощниками и Уполномоченными по правам ребенка в отдельных муниципальных образованиях Краснодарского края, сотрудничество с Уполномоченными в субъектах РФ позволили своевременно принимать эффективные меры по защите и восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних.

В 2012 году в г. Краснодаре состоялось совместное расширенное заседание Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка Южного и Северо-Кавказского федеральных округов по теме: «Особенности защиты и охраны прав детей и семей с несовершеннолетними детьми в субъектах ЮФО и СКФО в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы». На заседании были обсуждены вопросы межнационального общения, региональной политики по предупреждению насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних; защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам работы заседания принята резолюция, которая направлена Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. Астахову.

Таким образом, прошедший год показал, что сотрудничество Уполномоченного со всеми ветвями и уровнями власти, органами прокуратуры, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями позволяет совершенствовать существующие механизмы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ненецком...
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных...

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам ребёнка в ненецком...

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconРуководство Фонда «Отчий дом»
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconВ республике бурятия права обязанности ответственность
В сборнике использованы материалы Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconДоклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Чувашской...
«О деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Чувашской Республике, о соблюдении прав и законных интересов детей в Чувашской...

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской...
Основные направления, формы деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconДоклад о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребенка в Хан-...
Моховикова Т. Д. – Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Ман- сийском автономном округе – Югре

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconДоклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской...
В докладе представлены основные направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области в 2012 году

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconО некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних
Настоящий Закон устанавливает некоторые меры по защите прав и законных интересов ребенка, предусмотренных

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в iconО некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних
Настоящий Закон устанавливает некоторые меры по защите прав и законных интересов ребенка, предусмотренных

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск