Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области»







НазваниеДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области»
страница1/7
Дата публикации22.10.2017
Размер0.87 Mb.
ТипДоклад
p.120-bal.ru > Доклады > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7






УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

Права женщин

как неотъемлемая составляющая

прав человека. Проблема распространения

насилия в отношении женщин


Архангельск

2016 год



Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15.07.1997 № 34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области», предусматривающим подготовку специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Архангельской области, а также с учетом рекомендаций Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации ежегодно предоставлять специальные доклады о нарушении прав женщин в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти региона (утверждены 19.05.2011, протокол № 3.6 – 12/111).

При подготовке специального доклада Уполномоченного по правам человека в Архангельской области по обозначенной проблеме использованы информационные материалы, предоставленные соответствующими организациями и ведомствами, тематические публикации и статьи в средствах массовой информации и др.

Основной целью доклада является анализ ситуации в сфере соблюдения прав женщин в России и в Архангельской области в частности, выявление наиболее актуальных проблем в данной области и причин, их порождающих, а также информирование органов законодательной и исполнительной власти как областного, так и федерального уровней, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, общественности для дальнейшего содействия государственной защите прав женщин, привлечения постоянного внимания к проблемам гендерного неравенства в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание в докладе уделено проблеме распространения различных видов насилия в отношении женщин, мерам по борьбе с последствиями насилия и его предотвращению.

Кроме того, подготовка данного специального доклада осуществлялась с учетом проведения в октябре 2016 г. круглого стола «Женское движение за равноправные условия» (совместно с региональной общественной организацией «Совет женщин Архангельской области»).

* * *

Уполномоченный по правам человека в Архангельской области выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке специального доклада:


  • администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области;

  • министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области;

  • Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе;

  • прокуратуре Архангельской области;

  • Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области;

  • Архангельской Региональной Общественной Организации «Кризисный центр «Надежда».

ПРАВА ЖЕНЩИН КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной, как она начинает его превосходить.

Маргарет Тэтчер
ВВЕДЕНИЕ
Всемирная конференция по правам человека, прошедшая в 1993 г. в Вене, в своей Декларации и Программе действий впервые в истории человечества провозгласила, что «права человека, женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Поэтому полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества».

Последние десятилетия ХХ века были ознаменованы значительным прорывом в борьбе за права человека и права женщин в частности. Права женщин были зафиксированы через систему международных правовых норм, которые закреплены в различных международных актах, принимаемых Организацией Объединенных Наций (далее – ООН), а также Советом Европы и другими межгосударственными организациями.

В 1979 г. была принята Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Этот документ, который называют «международным биллем о правах женщин», относится к международным договорам, пользующимся самой широкой поддержкой: по состоянию на октябрь 2015 г. Конвенция вступила в силу для 189 стран (США и Палау ее подписали, но не ратифицировали). Конвенция была подписана от имени Советского Союза 17 июля 1980 г. Российская Федерация как государство-продолжатель СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции.

На Всемирной Конференции ООН по правам человека в 1993 г. была принята Венская декларация и Программа действий. Эти документы провозгласили права женщин неотъемлемой составной частью прав человека в целом и подчеркнули необходимость искоренения насилия в отношении женщин в публичной и частной жизни. Четвертый Всемирный Конгресс женщин, собравшийся в 1995 г. в Пекине и представленный 189 странами, принял еще два значимых документа – Пекинскую декларацию и Платформу действий. В Платформе действий подчеркивалось, что перед женщинами стоят общие задачи, связанные с достижением общей цели гендерного равенства во всем мире, которые могут быть решены лишь совместно и в партнерстве с мужчинами.

Кроме того, права женщин в различных сферах жизнедеятельности закреплены в:

  • Конвенции ООН о политических правах женщин (1954 г.);

  • Конвенции ООН о дискриминации в области труда и занятий (1960 г.);

  • Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.); и др.

Вместе с тем документы ООН в отношении женщин, подобно большинству других международно-правовых документов о правах человека, не принадлежат к числу самоисполняемых – их применение предполагает наличие или издание соответствующего конкретизирующего акта национального законодательства. Российская Федерация, ратифицировав международные правозащитные соглашения, поддерживает направление государственной политики по созданию политических, правовых, социальных условий, обеспечивающих подлинное равноправие мужчин и женщин. В целом российское законодательство о правах женщин соответствует международным стандартам. Однако определенное формальное соответствие международным правовым документам не означает надлежащее исполнение государством своих международных обязательств в части защиты и соблюдения прав женщин, как и прав человека вообще.

Как отметила в одном из последних интервью Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко: «Сегодня вопросами женщин у нас занимаются многие ведомства, организации, профсоюзы. Такое положение ведет к разнобою в позициях, подходах, вызванному отсутствием органа, объединяющего их усилия. Совет Федерации предложил правительству Российской Федерации создать в системе государственной власти национальный механизм, который обеспечит координацию всей деятельности по улучшению положения женщин. Важно также разработать Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017–2022 годы, сформировать координационный совет при Правительстве России по ее реализации, подготовить план первоочередных мероприятий.

Полагаю, более весомый вклад в осуществление государственной политики в отношении женщин может внести институт уполномоченного по правам человека. У него немалые возможности для этого. Если потребуется, их можно увеличить»1.

В одной из последних публикаций структуры «ООН-женщины» было подчеркнуто, что достижение равноправия требует работы по трем взаимосвязанным направлениям: «исправление неблагоприятного социально-экономического положения женщин; борьба со стереотипными представлениями, стигматизацией и насилием; повышение активной роли и участия женщин, а также учета их мнения». Решение любой из этих задач оказывает положительный эффект в виде достижения большего равенства и содействует положительным переменам по двум другим направлениям.

Право на доступ к политическому (властному) ресурсу
В марте 2016 г. Межпарламентский союз представил доклад, содержащий статистику представленности женщин в парламентах в 2015 г.1 Его выпуск был приурочен к Международному женскому дню и к началу сессии Комиссии ООН по положению женщин, которая открылась в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 14 марта. 

Международное сообщество продвигается вперед по пути к гендерному равенству в парламентах стран, однако как отмечают эксперты, очень медленно. В 2015 г. женщины занимали лишь 22,6% мест в высших органах законодательной власти, что всего на полпроцента больше, чем в предыдущем году. Большинство стран не смогло выполнить задачу, поставленную Экономическим и Социальным Советом ООН – представительство женщин на уровне 30% от числа выбранных депутатов.

«Это самый высокий показатель за всю историю парламентаризма, однако медленные темпы роста в 2015 г. свидетельствуют об откате назад по сравнению с 2013 годом, когда число женщин-депутатов выросло на 1,5 процента» говорится в докладе Межпарламентского союза.
Таблица 1

Представленность женщин в национальных парламентах стран мира

(база данных Межпарламентского союза, по состоянию на декабрь 2015 г.)2

Регион

% женщин*

Страны Северной Европы

41,1

Северная и Южная Америка

27,0

Европа: государства-участники ОБСЕ (включая страны Северной Европы)

25,7

Европа: государства-участники ОБСЕ (за исключением стран Северной Европы)

24,2

Африка к югу от Сахары

23,3

Арабские государства

19,3

Азия

19,1

Тихоокеанский регион

13,4

*Регионы расположены в порядке убывания процентной доли женщин в нижней палате парламента или в однопалатном парламенте.
В прошлом году на парламентских выборах в Мексике, Финляндии и Испании женщины получили более 40% мест депутатов. В Кыргызстане и Таджикистане около 19% , в Азербайджане чуть больше 16%, а на Гаити и в Микронезии ни одного места. Эксперты полагают, что временные специальные меры, такие как введение квот, позволят добиться больших успехов в деле обеспечения гендерного равенства в высших эшелонах власти. В документе отмечается, что в 2015 г. увеличилось число женщин среди спикеров парламентов. Так, в числе 273 председателей парламентов женщин было 49, что на шесть больше, чем в 2014 г. В целом в мире женщины, которые составляют 51% мирового населения, по-прежнему недопредставлены в органах власти. За последние 10 лет число женщин-парламентариев выросло всего на 6,4%.

В 2015 г. была отмечена 20-я годовщина Пекинской декларации и Платформы действий ООН, принятых единогласно представителями 189 государств, в качестве программы расширения прав и возможностей женщин во всем мире. В Платформе действий отмечается, что участие представителей обоих полов в процессах принятия решений является не только справедливым, но и выгодным решением, и что отсутствие женщин в политике ведет к тому, что их интересы, скорее всего, не будут учитываться. Представительство женщин и их участие в принятии решений на всех уровнях исключительно важны для достижения целей равенства, развития и мира. В Платформе учитывается и оценивается все разнообразие ситуаций и условий, в которых находятся женщины, и признается, что в некоторых случаях женщины сталкиваются с особыми препятствиями в деле расширения своих возможностей.

Государства-участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в число которых входит и Российская Федерация, также признали и обязались соблюдать принцип гендерного равенства, подписав ряд документов в рамках ОБСЕ и других международных организаций. Несмотря на некоторый прогресс в области участия женщин в политической деятельности, на сегодняшний день женщины составляют лишь около четверти депутатов национальных парламентов в государствах-участниках ОБСЕ. При этом в значительном числе государств-участников доля женщин в парламенте составляет не более 10-20%. Исследование, проведенное в 34 странах региона ОБСЕ, показало, что в среднем около 27% членов муниципальных советов и лишь 12% мэров – женщины. Эти цифры отражают большой разрыв между существующими международными стандартами и обязательствами, принятыми государствами-участниками, и реальным представительством женщин1.

При этом согласно постатейному обзору осуществления Россией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (с учетом заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин)2:

● Женщины в России являются активными участниками общественной и политической жизни. Они обладают всей полнотой прав в политической сфере, могут избираться и быть избранным, участвовать в референдуме, участвовать в деятельности политических партий, объединений и общественных движений. Такое право гарантировано им Конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях».

● Женщины России составляют большую часть электората, во всех политических партиях они составляют до половины численности региональных отделений, работают в общественных, в том числе благотворительных и некоммерческих организациях.

● Сфера государственного управления является высоко феминизированной. Женщины в составе государственных служащих составляют более 70%. Создание в стране условий, необходимых для раскрытия интеллектуального, творческого, общественного потенциала женщин, его реализации, позволило привлечь в политику, в органы власти на руководящие посты немало ярких, высокопрофессиональных женщин.

● В настоящее время женщины занимают посты Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместителя Председателя Государственной Думы ФС РФ, заместителя Председателя Правительства РФ, Министра здравоохранения, высших руководителей органов исполнительной власти Мурманской, Владимирской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, председателя Счетной палаты РФ и главы Центрального банка РФ.

● Немало женщин в субъектах РФ занимают посты первых заместителей, заместителей губернаторов, глав администраций, региональных министров, начальников управлений и областных департаментов.

● В то же время в Федеральном Собрании РФ 14% женщин, при этом из 169 членов Совета Федерации ФС РФ 14 женщин (8%). В составе Государственной Думы ФС РФ 62 женщины (13,8% от общего числа депутатов).

● Численность женщин в составе региональных парламентов постепенно увеличивается. В 10 регионах женщины составляют в составе депутатов от 22 до 45%, в 19 регионах – от 3 до 10%, в остальных  численность женщин колеблется от 10 до 21%.

Вместе с тем согласно результатам опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады1 21-25 февраля 2014 г. в 130 населенных пунктах 45 регионов страны, 68% россиян в той или иной мере одобряют участие женщин в политике. Это на 7 процентных пунктов меньше, чем по итогам аналогичного опроса в феврале 2013 г. (75%).

Против работы женщин в политической сфере высказывается четверть (25%) респондентов (21% был в 2013 г.), 6% не смогли сформулировать свою точку зрения.

Между тем, без малого две трети (63%) участников опроса хотели бы видеть женщин на высших государственных постах наравне с мужчинами. Противоположной точки зрения придерживаются 29% опрошенных, 8% не смогли дать определенного ответа.

Россияне не смогли дать единогласного ответа на вопрос о том, хотели бы они, чтобы в ближайшие 10-15 лет президентом России стала женщина. Относительное большинство (44%) респондентов высказались о такой перспективе положительно, чуть меньше (43%) опрошенных признались, что подобное развитие событий их не устраивает. Каждый седьмой (14%) участник опроса не смог определенно сказать, готов ли он к появлению на политической арене женщины президента России.

В то же время, по данным опроса Фонда общественного мнения1, проведенного 8-9 февраля 2014 г. среди 1500 респондентов, 60% россиян считают, что женщинам стоит активнее участвовать в политике. Еще 27%, напротив, считают, что политика это не женское дело.

При этом, по мнению многих россиян, женщины могли бы успешно работать на таких должностях, как министр культуры, министр здравоохранения (по 59%), министр образования и науки (52%).

По словам 34% россиян, женщина удачно смотрелась бы на должности министра финансов, по мнению 30% на должности мэра города, 26% министра экономического развития, 25% министра сельского хозяйства, 24% губернатора. Еще каждый пятый (20%) считает, что женщина успешно справилась бы с должностью президента РФ (20%).

По данным опроса, вероятность того, что в ближайшие 10-20 лет женщина займет пост президента России допускает 44% опрошенных, столько же (44%) придерживается обратной точки зрения. Однако 57% россиян допускают то, что проголосуют за такого кандидата (26% это исключают).

Ситуация в Архангельской области на этом фоне выглядит удовлетворительной, однако по-прежнему недостаточно высок процент представленности женщин в органах законодательной и исполнительной власти. По информации, размещенной на официальном сайте Архангельского областного Собрания депутатов, в Собрании депутатов шестого созыва по состоянию на 1 мая 2016 г. – 12 женщин и 50 мужчин, что составляет 19,4% и 80,6% соответственно. Из 5 заместителей председателя Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва одна женщина. Среди председателей комитетов только одна женщина, что значительно ниже, чем, например, было в Архангельском областном Собрании депутатов четвертого созыва (20%). Женщины представлены в четырех из пяти депутатских фракций, среди руководителей фракций – в двух(«ЛДПР» и «Справедливая Россия»).

Согласно информации, предоставленной администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области1, среди руководителей исполнительных органов государственной власти Архангельской области доля женщин по состоянию на 1 апреля 2016 г. составила 20,0% (в 2014 – 23,5%, в 2012 – 23,5%, в 2011 – 39%). Вместе с тем среди лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области, доля женщин составляет 23%, что значительно меньше, чем, например, в 2014 г. (35,7%). При этом следует отметить, что по экспертным оценкам, минимум, необходимый для того, чтобы та или иная группа лиц, входящая в состав какого-либо органа власти, фактически могла оказать влияние на его работу, составляет 33% от всего состава.

Позитивным является тот факт, что доля женщин среди государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Архангельской области в 2016 г. составила 70%, что выше уровня предыдущих периодов.

Уровень представленности женщин в органах местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, как и в России в целом, по-прежнему значительно выше. Согласно информации администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, по состоянию на 1 апреля 2016 г. доля женщин среди глав муниципальных образований Архангельской области составила 37% (в 2014 г. – также 37%), среди руководителей представительных органов муниципальных образований области – 51% (в 2014 г. – 52%), среди депутатов представительных органов муниципальных образований Архангельской области – 53% (в 2014 г. – 31%).

Несмотря на незначительный рост численности женщин в законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти Архангельской области в последние годы, фактическое неравенство мужчин и женщин при доступе к политическому (властному) ресурсу по-прежнему сохраняется.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного...
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Архангельской области по оказанию содействия в защите прав лиц, отбывающих наказание...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека в московской области в 2004 году
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области (далее также — Уполномоченный) подготовлен в соответствии...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного...
Областного закона Ростовской области от 15 марта 2007 года №643-зс «Об Уполномоченном по правам человека в Ростовской области». В...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconОтчет о деятельности за период с 01. 01. 2014 по 31. 12. 2014
Госюрбюро) подготовлен в соответствии со статьей 12 областного закона от 24 сентября 2012 года №536-33-оз «О бесплатной юридической...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области исполнение...
Закона Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направлен в государственные органы законодательной...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области за...
Костромской области, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
Дагестан. В нем представлен обобщенный анализ фактов нарушения прав человека на территории Республики Дагестан, результаты рассмотрения...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад составлен на основе аналитического изучения информации о состоянии...
Закона Республики Хакасия от 09. 07. 2010 №63-зрх «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия», является первым докладом...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconО деятельности уполномоченного по правам человека в нижегородской области в 2009 году
Законом Нижегородской области «Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области» его задач и полномочий. Главным в этой...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15. 07. 1997 №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconО соблюдении прав и свобод человека и гражданина д оклад Уполномоченного...
Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области Н. А. Волкова на сессии областного Совета народных депутатов 25 февраля...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск