Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»







Скачать 41.03 Kb.
НазваниеПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Дата публикации08.02.2015
Размер41.03 Kb.
ТипПояснительная записка
p.120-bal.ru > Финансы > Пояснительная записка





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее - законопроект) предлагается ввести уголовную ответственность за создание финансовой пирамиды и руководство ее деятельностью.

Суть финансовой пирамиды заключается в привлечении денежных средств физических или юридических лиц посредством обещания высокой прибыльности от взносов, производимых в фонд такой организации или объединения. При этом выплаты обещанного дохода осуществляются за счет денежных средств, полученных в виде взносов от иных лиц.

О необходимости активизации борьбы с безлицензионным привлечением денежных средств населения, а также с финансовыми пирамидами, как одной из разновидностей этой деятельности, указано в разделе IV Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 2043-р.

Поручение органам государственной власти подготовить проект федерального закона, предусматривающего внесение изменений в законодательство Российской Федерации с целью пресечения деятельности организаций, имеющих признаки «финансовых пирамид», в том числе уголовно-правовыми средствами воздействия, содержится в поручении Правительства Российской Федерации от 5 июля 2012 года № ИШ-П-13-3825.

По информации Следственного комитета Российской Федерации в настоящее время в России помимо финансовых пирамид, осуществляющих свою деятельность на федеральном уровне (то есть, организаций или объединений, представительства или структурные подразделения которых созданы практически во всех регионах Российской Федерации), функционирует множество региональных организаций (объединений) подобного рода. Масштаб деятельности таких организации (объединений граждан) представляют реальную угрозу экономической безопасности государства, так как препятствуют притоку денежных средств в реальный сектор экономики, подрывают доверие граждан к легальным финансовым инструментам, обязательства по которым обеспечиваются законом, а также порождают социальные конфликты.

Классическая модель финансовой пирамиды предполагает утаивание ее организаторами от потенциальных вкладчиков источника происхождения выплачиваемого им дохода либо инсценировку его под прибыли от якобы высокодоходного вида финансовой деятельности. При этом от потенциальных вкладчиков также скрывается, что на определенном этапе деятельности компания по объективным причинам может прекратить выплату дохода по взносам.

Квалификация действий создателей такого типа пирамид не вызывает сложностей в правоприменительной практике. Эти лица привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество, так как, по сути, вводят потенциальных вкладчиков в заблуждение относительно характера использования полученных от них денежных средств, а также рисков, связанных с объективной закономерностью деятельности всякой финансовой пирамиды, предполагающей прекращение выплат на определенном этапе.

Для избежания уголовной ответственности была разработана другая модель финансовой пирамиды. В ней потенциальным вкладчикам сообщается о том, что выплаты им будут производиться за счет средств, полученных от других вкладчиков, и что в определенный момент выплаты дохода могут прекратиться.

В целях создания стимула к осуществлению взноса деятельности такой финансовой пирамиды может придаваться определенная идеологическая основа (религиозная, финансово-экономическая, нравственная), мотивирующая отдельные социальные группы населения произвести взнос. В этом случае организация или объединение могут называться, например, «фондом верующих», «кассой взаимопомощи», и т.д.

Привлечь к ответственности организаторов и создателей финансовых пирамид такого типа практически невозможно, так как уголовная ответственность за мошенничество предполагает необходимость наличия в действиях виновного такого признака, как обман.

Вследствие этого во многих странах создание подобного рода финансовых пирамид прямо запрещено законом, это деяние относится к числу тяжких, а уголовная ответственность наступает не только за создание и руководство финансовой пирамидой, но и за пропаганду ее деятельности.

Проект закона предусматривает дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации новой статьей 1721, предусматривающей уголовную ответственность за создание финансовой пирамиды и(или) руководство ее деятельностью.

При формулировании определения понятия «финансовая пирамида» в примечании к статье 1721 УК РФ за основу взята правовая конструкция продолжаемого преступления, совершаемого в форме промысла, что позволит исключить распространение действия данной нормы на случаи совершения единичных сделок бытового займа денежных средств у одних физических лиц в целях выплаты долга другим.

В проекте закона учтена возможность создания структурированных (по территориальному или иному признаку) финансовых пирамид, в связи с чем уголовная ответственность вводится за руководство не только самой финансовой пирамидой в целом, но и ее структурными подразделениями. Используемый в проекте закона признак «структурное подразделение» содержится также в статье 210 УК РФ. Содержание данного признака определено в ряде актов официального толкования закона, принятых Верховным Судом Российской Федерации, в связи с чем его применение на практике не вызовет сложностей.

После краха МММ 2011 аналогичные проекты законов, предусматривающие уголовную ответственность за финансовые пирамиды, были внесены законодательные органы ряда стран СНГ (Белоруссии, Казахстана и Украины). Промедление с введением уголовной ответственности за рассматриваемое деяние в России может повлечь за собой перемещение сферы деятельности таких организаций из указанных стран СНГ на территорию Российской Федерации, массовый обман российских граждан и обусловленное этим социальное напряжение в обществе.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconПояснительная записка к проекту федерального закона о внесении изменений...
Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconПояснительная записка к проекту Федерального закона
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений...
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений...
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений...
Оисшедшими в Российской Федерации в 2009 году, которые повлекли массовую гибель людей и причинение материального вреда: пожары в...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconО внесении изменений в Уголовный кодекс РФ
Фз "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений...
...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconУтверждены Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 сентября 2016 года ответы
Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconФедеральный закон о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс...
...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» iconПояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений...
По делам об административных правонарушениях в суде рассматривается Конституцией Российской Федерации как одна из форм осуществления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск