С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России







Скачать 287.96 Kb.
НазваниеС. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
страница1/3
Дата публикации30.10.2017
Размер287.96 Kb.
ТипДокументы
p.120-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Подготовлено на базе материалов БСС «Система Главбух»

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение компьютерной программы?


С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Компьютерную программу учреждение может не только создать самостоятельно, но и купить.

Покупая компьютерную программу, учреждение может приобрести:

  • исключительные права на нее по договору отчуждения;

  • права на ее использование (неисключительное право, лицензию) по лицензионному договору (Лицензионный договор – гражданско-правовой договор, по которому одна сторона – обладатель исключительного права на интеллектуальную собственность (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этой интеллектуальной собственности (неисключительное право) в предусмотренных лицензионным договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).).

Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 1233, пунктом 1 статьи 1235 и статьей 1236 Гражданского кодекса РФ.

Если учреждение приобрело компьютерную программу по договору отчуждения, то оно становится единственным, кто может распоряжаться и использовать компьютерную программу (ст. 1234 ГК РФ).

При приобретении компьютерной программы заключается договор с правообладателем (п. 1 ст. 1233 ГК РФ) (Правообладатель компьютерной программы – это гражданин или организация (автор, наследник, правопреемник реорганизованной организации и т. д.), которые обладают исключительными правами на компьютерную программу (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).)При этом договор об отчуждении исключительных прав на компьютерную программу нужно составить в письменной форме (п. 2 ст. 1234 ГК РФ).

Если учреждение приобрело право на использование компьютерной программы по лицензионному договору (неисключительное право, лицензию), то это право может быть исключительным или неисключительным

Если учреждению была предоставлена исключительная лицензия, оно является единственным, кто использует компьютерную программу в рамках переданных ему прав. Например, по заказу учреждения разработана программа для управленческого учета. По договору учреждению принадлежат исключительные права на использование программы в своей хозяйственной деятельности, а разработчику – исключительные права на нее. В такой ситуации разработчик не имеет права предоставлять компьютерную программу в пользование другим лицам, а учреждение не имеет права распоряжаться компьютерной программой способом, иным, чем использовать ее в своей деятельности.

Однако программа может использоваться и по простой (неисключительной) лицензии. Тогда за первоначальным обладателем программы сохраняется право заключать лицензионные договоры и с другими организациями (учреждениями).

Такой порядок следует из статей 1235 и 1236 Гражданского кодекса РФ.

Как правило, лицензионный договор заключается в письменной форме (п. 2 ст. 1235 ГК РФ). Исключением является приобретение экземпляра компьютерной программы. Условия такого договора могут излагаться на приобретаемом экземпляре договора-присоединения. (договор присоединения – договор, условия которого определены одной стороной в формулярах или иных стандартных формах и которые могут быть приняты другой стороной только полностью, без обсуждения этих условий (ст. 428 ГК РФ).В отношении интеллектуальной собственности в виде программ ЭВМ и баз данных договор присоединения может являться разновидностью лицензионного договора, не требующего письменной формы, государственной регистрации. Например, договор присоединения может быть изложен на упаковке экземпляра программы ЭВМ, а при установке программы может запрашиваться согласие пользователя на принятие условий такого договора. Начало использования программного продукта считается согласием на заключение договора присоединения на тех условиях, которые указаны на экземпляре. Это следует из положений пункта 3 статьи 1286 Гражданского кодекса РФ и пункта 38.2 постановления от 26 марта 2009 г. Пленума Верховного суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29.). Например, при установке компьютерной программы предлагается заключить лицензионное соглашение с правообладателем. Об этом сказано в пункте 3 статьи 1286 Гражданского кодекса РФ.

Внимание!

Использование контрафактных (пиратских) экземпляров компьютерной программы (в т. ч. при отсутствии (расторжении, истечении) договора отчуждения или лицензионного договора) влечет гражданскую, материальную, административную или уголовную ответственность (п. 1 ст. 1229 ГК РФ, ст. 146 УК РФ).

Использовать компьютерную программу можно только в том случае, если это право было предоставлено правообладателем.

На практике правообладатели часто распространяют экземпляры компьютерных программ через дилеров, с которыми заключены посреднические договоры. Такой порядок распространения компьютерной программы законодательством не запрещен. Поэтому при покупке компьютерной программы через дилера учреждение фактически приобретает ее (право использовать ее) у правообладателя.

Кроме того, экземпляр компьютерной программы можно купить у лиц, которые приобрели его для перепродажи (у правообладателя или лица, который приобрел ее у правообладателя). Например, экземпляр компьютерной программы можно приобрести в специализированном розничном магазине.

Приобретать компьютерную программу у других лиц законодательством запрещено.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 1229 и статьи 1272 Гражданского кодекса РФ.

По результатам проверки учреждение-нарушитель и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа, конфискации (см., например, ст. 7.12, 14.10 КоАП РФ). Дела о таких правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ) на основании протоколов, составленных сотрудниками полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), таможни (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), Роспатента (п. 75 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), службы по защите прав потребителей (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

В ряде случаев правоохранительные органы вправе привлечь нарушителей к уголовной ответственности в виде:

  • штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере зарплаты, иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

  • обязательных работ на срок от 180 до 240 часов;

  • исправительных работ на срок до двух лет;

  • лишения свободы на срок до двух лет.

При этом не имеет значения, будет ли фактически причинен ущерб правообладателю или нет.

Об этом сказано в статье 146 Уголовного кодекса РФ и пункте 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14.

Кроме того, организации (учреждения), которые неоднократно или грубо нарушают исключительные права на интеллектуальную собственность, могут быть ликвидированы по запросу прокуратуры на основании решения суда (п. 2 ст. 61, ст. 1253 ГК РФ).

Правообладатель может потребовать с нарушителя возмещения убытков, причиненных нарушением исключительного права, либо установленную законом или решением суда компенсацию (см., например, ст. 1299, 1301 ГК РФ).

В бухучете компьютерную программу отразите в составе нематериальных активов, если одновременно выполняются следующие требования:

  • учреждение имеет исключительное право на компьютерную программу;

  • исключительное право на компьютерную программу и существование самой программы подтверждены документально;

  • учреждение не планирует в дальнейшем продать права на компьютерную программу;

  • использование компьютерной программы может принести экономические выгоды;

  • возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

  • компьютерная программа используется в деятельности учреждения;

  • срок использования компьютерной программы превышает 12 месяцев.

Об этом сказано пунктах 23, 56 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Стоимостного ограничения для признания компьютерной программы в составе нематериальных активов в бухучете Инструкция к Единому плану счетов № 157н не предусматривает. 

Ситуация:  можно ли учесть в составе нематериальных активов компьютерную программу, на которую у учреждения нет личных неимущественных прав. Учреждение является единственным обладателем исключительных имущественных прав на компьютерную программу

Да, можно.

Неимущественные права на программу включают в себя авторские права, которые не отчуждаются и сохраняются за ее создателем (ст. 1288, 1295 ГК РФ). Для того чтобы учесть в составе нематериальных активов приобретенную программу, учреждению достаточно обладать исключительными имущественными правами на нее (п. 56 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Поэтому, если учреждению принадлежат исключительные права на программу, оно вправе учесть ее в составе нематериальных активов.

Ситуация:  нужно ли регистрировать в Роспатенте права на приобретенную компьютерную программу, чтобы учесть ее в составе нематериальных активов. Исключительные права на компьютерную программу принадлежат учреждению

Нет, не нужно.

Во-первых, условие об обязательной регистрации компьютерных программ законодательством не установлено. Официальная регистрация компьютерной программы проводится только по желанию правообладателя. Об этом сказано в пункте 1 статьи 1262 Гражданского кодекса РФ. Для оповещения своих исключительных прав учреждению достаточно указать в оболочке программы (например, при ее загрузке) знак охраны авторского права. Он состоит из трех элементов:

  • буква «С» в окружности или в круглых скобках;

  • наименование учреждения;

  • год выпуска компьютерной программы.

Такой порядок установлен в статье 1271 Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, одним из основных условий учета компьютерной программы в составе нематериальных активов является наличие надлежаще оформленных документов, которые подтверждают:

  • существование компьютерной программы;

  • исключительные права учреждения на приобретенную компьютерную программу.

Об этом сказано в пункте 56 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Однако это необязательно должно быть свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте.

Существование компьютерной программы и исключительные права учреждения можно подтвердить договором и актом о приеме-передаче исключительных прав на компьютерную программу (ст. 1285, 1261 ГК РФ)(Форма АКТа приеме-передаче исключительных прав на компьютерную программу в Приложении №1 к настоящей статье) . Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 13 сентября 2006 г. № 02-14-10а/2480.

Поэтому учесть компьютерную программу в составе нематериальных активов можно независимо от наличия свидетельства об ее официальной регистрации.

Если компьютерная программа признана нематериальным активом, то срок ее полезного использования определяйте по следующим правилам.

Если учреждению принадлежит исключительное право на компьютерную программу, то срок ее действия не ограничен во времени. Даже в том случае, если учреждение получило свидетельство о регистрации компьютерной программы в Роспатенте (приказы Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 323 и от 29 октября 2008 г. № 324). Поэтому для целей бухучета срок использования компьютерной программы определите исходя из периода, в течение которого учреждение планирует использовать ее в своей деятельности, получать экономические выгоды. Если по этим параметрам срок использования компьютерной программы определить невозможно, то он считается неопределенным (амортизировать такую программу нужно исходя из срока полезного использования 10 лет). Данный порядок следует из пункта 60 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Срок полезного использования компьютерной программы утвердите приказом руководителя учреждения (ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ)(Форма приказа приведена в Приложении №4 к настоящей статье).

Компьютерную программу учитывайте в составе нематериальных активов по первоначальной стоимости. Она равна сумме всех затрат на приобретение программы, которые включают в себя:

  • суммы, уплачиваемые за приобретение исключительных прав на компьютерную программу;

  • суммы, уплачиваемые за доведение компьютерной программы до состояния пригодного к использованию (например, стоимость информационных и консультационных услуг, оплата услуг наладчиков, которые устанавливали программу);

  • суммы предъявленного НДС (в тех случаях, когда не планируется использование компьютерной программы в деятельности, облагаемой этим налогом);

  • прочие расходы, связанные с приобретением компьютерной программы (например, регистрационные пошлины).

Об этом сказано в пункте 62 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Расходы на приобретение компьютерной программы предварительно учитывайте на счете 106.02 «Вложения в нематериальные активы» (п. 131 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Расходы на приобретение компьютерной программы, учтенной в составе нематериальных активов, списывайте через амортизацию (п. 84, 93 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете расходов на приобретение компьютерной программы, которая относится к нематериальным активам, зависит от типа государственного (муниципального) учреждения.

В учете казенных учреждений

Расходы на приобретение компьютерной программы, которая относится к нематериальным активам, отразите по статье КОСГУ 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н). В учете сделайте проводки:

Дебет КРБ.0.106.32.320 Кредит КРБ.0.302.32.730 (КРБ.0.302.22.730, КРБ.0.302.26.730...)
– учтены расходы на приобретение компьютерной программы, которая относится к нематериальным активам;

Дебет КРБ.0.102.30.320 Кредит КРБ.0.106.32.320
– принята к учету компьютерная программа, относящаяся к нематериальным активам.

Такой порядок установлен пунктами 12, 31 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (п. 66, счета 102.00, 106.00, 302.00).

В учете бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств операции по приобретению компьютерной программы, которая относится к нематериальным активам, отражают в учете в порядке, установленном для казенных учреждений (п. 4 приказа Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н).

Бюджетные учреждения, которые получают субсидии из бюджета (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), расходы на приобретение компьютерной программы, относящейся к нематериальным активам, отражают по статье КОСГУ 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н). В учете при этом сделайте проводки:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconЕдиновременная страховая выплата в случае смерти застрахованного 1 млн руб
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 сентября 2013 г. N 03-04-06/38986 о налогообложении...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconМониторинг сми РФ по пенсионной тематике 1 марта 2012 года
Минфин РФ планирует снизить ограничения для инвестирования пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов. Об этом сообщил...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconКодекс РФ. Глава 23 "Налог на доходы физических лиц"
Лермонтов Юрий Михайлович консультант Департамента бюджетной политики Минфина России, советник налоговой службы II ранга, специалист...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconСодержание
Были выработаны ответные меры на дискриминационные действия против Республики Казахстан отдельных стран и их союзов в сфере таможенно-тарифной...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconЗаместитель Директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России
Директор Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconДоклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания,...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconГлав правительств СНГ от 18 октября 1996 года о Концепции
Концепция определяет принципы формирования согласованной тарифной политики железнодорожных администраций государств-участников СНГ...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconМониторинг сми РФ по пенсионной тематике 18 июня 2012 года
Агентства по страхованию вкладов гарантийного фонда для нпф, сообщил на форуме «Долгосрочное накопительное страхование в России»...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconОсобенности предмета легализации (отмывания)
Алексей Ляскало, заместитель директора Департамента внутреннего аудита фонда "Сколково", кандидат юридических наук

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconЕжедневный агро-дайджест
России под председательском директора Департамента сельского развития и социальной политики Дмитрия Торопова состоялось заседание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск