Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области







НазваниеТорянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области
страница1/4
Дата публикации17.02.2015
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
p.120-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4





Торянская Ольга Михайловна

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Кривцовская средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»



Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через исследовательскую деятельность

Автор: Торянская Ольга Михайловна

учитель истории

МБОУ «Кривцовская средняя

общеобразовательная школа

Яковлевского района

Белгородской области»






Кривцово 2012



Содержание опыта работы:

1. Информационный раздел……………………………………….3-6

2. Технология опыта.……………………………………….....................7-11

3. Результативность опыта. ………………………………………..12-13

4. Библиографический список. …………………………………..14

5. Приложение к опыту……………………………………………… 15- 68





























Раздел І.

Информационный раздел.

1.Условия возникновения опыта . Система школьного образования в данное время подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе познавательного процесса.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами познавательной самостоятельной деятельности переходит в разряд неуспевающих. Поэтому задача формирования основ исследовательской деятельности, которая помогает ребенку овладеть необходимыми историческими сведениями, должна стать составной частью педагогического процесса. В наш «век скоростей» от человека требуется быстрота получения и обработки все возрастающего потока информации, поэтому остро встает вопрос о способах и средствах получения и отбора важной и полезной информации.

2. Актуальность опыта обусловлена современными тенденциями образования, так как развитие познавательной активности через исследование способствует повышению культуры мышления, что ведет к взаимопониманию, точному выражению мыслей, умению находить ошибки в рассуждениях, умению самостоятельно получать информацию.

Родители сельских школьников не всегда могут уделить достаточного внимания развитию своих детей из - за постоянного труда в этой отрасли , а детям интересны все проблемы, связанные с родной семьей , селом, районом. Поэтому учителю истории необходимо большое внимание уделять развитию познавательного интереса детей к истории своего края, села, семьи.

Тема развития познавательного интереса через исследовательскую работу обширна. Это и этнографическое исследование, и литературное, и архивное. В своей работе чаще всего применяю исследование исторического и краеведческого характера.

Важнейшей задачей исследовательской работы считаю вооружение учащихся общими приемами исторического мышления, восстановление фактов, событий по различным источникам. Уроки истории предоставляют благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.1
Цель: формирование умений и навыков по применению и использованию приемов и элементов исследовательского метода и повышение познавательной активности учащихся на уроках истории.

Познавательная деятельность школьников будет успешно осуществляться через исследовательскую деятельность, если:

- использовать систему определенных исторических знаний

( хронология, условия социально-экономического развития, …)

- школьник будет являться не только объектом, но и субъектом исследования;

- в классе будут созданы благоприятные педагогические условия для исследовательской работы
Исходя из поставленной цели, определила

задачи:

  • обеспечить активизацию познавательной активности учащихся через освоение методов исследовательской работы;

  • использовать практический подход в исследовательской работе школьников;

  • обеспечить вариативность содержания учебных занятий;

  • ввести в структуру урока этапы, позволяющие акцентировать внимание и сосредотачивать усилия на исследовательской деятельности учащихся;

  • использовать на уроках специально подобранные учебные задания с учётом возможности организации исследовательской деятельности активно использовать при выполнении исследовательской работы творческие задания.


В ходе работы над темой столкнулась с рядом противоречий:

- между стремлением школьника к творчеству, самовыражению и традиционной организацией учебного процесса;

- между имеющимися у школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках, и реальным уровнем научного исследования;

- между объективной потребностью формирования умений и навыков исследовательской работы и невозможностью ввести дополнительные занятия в учебный план в связи с загруженностью школьников.

  1. несформированность базовых умений для проведения обобщения;


Возможности традиционного обучения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения

Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания

Организационная четкость

Учащиеся изолируются от общения друг с другом. Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность. Слабая обратная связь. Усредненный подход

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Минимум индивидуального обучения


3.Ведущая педагогическая идея:

- создание условий для успешного внедрения исследовательской работы в учебную деятельность и включение школьников в творческую деятельность, приносящую радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели, сопричастности к истории.
4.Длительность работы над опытом продолжается уже более 10 лет. Требования к современному уроку в связи введением новых образовательных стандартов требуют и изменения традиционной формы ведения урока. Введение элементов исследования на уроках истории и обществознания позволяют соответствовать требованиям современного урока и, что самое главное , повышает мотивацию к обучению не только у одаренных учащихся.

Трудоёмкость опыта заключается в пересмотре накопленного опыта и выборе наиболее соответствующей задачам технологии обучения (отбор оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса в сельской школе ).

5.Диапазон опыта. Исследовательские элементы применяются на уроках истории при изучении нового материала, проблемных уроках. При работе с одаренными детьми и дополнительных занятиях, где дети учатся самостоятельно применять элементы исследования. Во внеклассной работе по краеведению ,музейных уроках применяются исследовательский метод или элементы исследования.
6.Теоретическая база опыта

Теоретической базой опыта явились исследования педагогов: Ю.К. Бабанского, А. В. Дружковой, В.В. Давыдова, Богоявленской Д. Б., Балаяна Г.В., Васильева В., Митрофанова К., Богоявленского Б. О., Новикова Т.А, Сиденко А.

Проведенные в последние годы разносторонние исследования отечественных педагогов убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированности приемов умственной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В целом, исследовательская деятельность расширяет границы познания, даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия2. Исследование дает возможность знать и судить о том, что из себя представляет отдельный человек, личность, эпоха. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют, позволяет совершить открытие , что особо важно - почувствовать свою сопричастность к истории.

Новизна опыта ,

Разработан комплекс педагогических приемов, позволяющий внедрить их в учебную практику без изменения базисного учебного плана, увеличения нагрузки на учащихся (введение в структуру урока элементов исследовательской работы).
Основными особенностями исследовательской работы школьников являются:

1.преобладание практической деятельности, деятельного анализа над абстрактным;

2.осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действительности;

3.работа с конкретным материалом (факт, источник ,документ).
В основу создания условий для исследования положены следующие основные положения:

- обучение и развитие представляют собой единый взаимосвязанный процесс;

- важнейшим условием успешного обучения является целенаправленное и систематическое формировании у обучаемых навыков осуществления исследовательских приемов;

-развитие исследовательского метода не может осуществляться изолированно от учебного процесса, оно должно быть органично соединено с развитием предметных умений, учитывать особенности возрастного развития школьников.
Целевая линия опыта заключается в направленности его результатов на совершенствование работы по активизации познавательной активности через исследовательскую деятельность и на основе формирования творческой деятельности учащихся.

Технология опыта
Условиями для исследования на уроках истории являются:

1) обеспечение мотивации учащихся к освоению исследовательских операций в обучении. Важно не только убеждать учащихся в необходимости умений осуществлять те или иные исследования, но всячески стимулировать их попытки провести обобщение, анализ, синтез и т. д.

Попытка школьника, пусть и неудачная, осуществить даже микроисследование должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний;

2) реализация личностно ориентированного подхода в организации исследовательской работы

Активная, сознательная деятельность школьников является основой высокого уровня развития логического мышления.

Структура учебного материала ориентирована на самостоятельное и обоснованное добывание знаний учащимися на основе использования и обобщения их опыта. Важна ориентация на процесс обучения, а не только на результат.
Технологии обучения:


  • Технология исследования;

  • технология уровневой дифференциации:

  • краеведческое исследование


Для успешной и результативной работы с учащимися использую следующие формы образовательной деятельности:


  • урок- исследование;

  • краеведческая викторина;

  • урок- диспут;

  • урок – круглый стол.

  • урок-экскурсия

Урок – исследование, в основе которого лежат различные источники знаний, в том числе материал учебника, рассказ учителя, фильм, справочная литература

Знаю – Хочу узнать – Узнал.

Обучающимся школьникам предлагается составить таблицу:

Таблица 1

Знаю

Хочу знать

Узнал (а)










Называется тема и предлагается заполнить колонку «Знаю», куда обучающиеся вносят сведения, известные им по данной теме. В колонку «Хочу знать» предлагается внести спорные идеи и вопросы. Затем учащиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал (а)». Дается совет расположить ответы напротив поставленных вопросов. Учащимся предлагается сравнить, что они знали раньше с информацией, полученной из текста. Эту таблицу можно модернизировать:

Таблица 2

Знаю




Источники информации




Хочу знать




Узнал (а)




Источники информации




С графой «Источники информации» работа может быть двух видов. Во-первых, туда можно попросить записать источники, из которых известна информация, полученная до чтения текста. Основным источником станет текст, предлагаемый для изучения. Во-вторых, графа «Источники информации» может быть заполнена автором методических материалов и дается после чтения текста как расширяющий блок. Обучающимся можно предложить обратиться к этим источникам, чтобы ответить на вопросы, поставленные ими до чтения текста или возникшие по ходу чтения теста.

Еще один вариант модификации этой таблицы. Он предназначен для случая, когда заведомо известно, что изучающий текст не даст исчерпывающей информации. В этом случае таблица может выглядеть так:

Таблица 3

Знаю




Хочу знать




Узнал (а)




Хочу узнать (новые вопросы)




Новые источники информации




2. Урок « Древний Египет » (5 класс)

Задание 1 :Вспомните, что вы знаете по данной теме. Обменяйтесь своими знаниями в паре, не критикуя друг друга. Занесем уже имеющие знания в графу «Знаю». Теперь заполните графу «Хочу знать»

Задание 2: Прочитайте текст «…………» (читается либо текст соответствующего параграфа учебника, либо распечатанный резервный материал).

Задание 3: После чтения текста вернуться к таблице, чтобы ответить на вопросы, поставленные учащимися перед чтением текста

Урок – исследование, в основе которого лежит модульная технология.

Главной особенностью данной конструкции урока является наличие целевого плана действий учеников, каждому из которых раздается «Технологическая карта урока». Технологическая карта – это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части.

Главное в таком обучении – пошаговый контроль с возможностью самооценки уровня освоения материала. Именно для этого и составляется технологическая карта. Вся информационная часть разбивается на учебные единицы (УЕ), т.е., основные вопросы темы, которые предстоит детям самостоятельно изучать. Количество учебных единиц зависит от характера материала и поставленных целей. Учебные единицы составляются и отбираются с учетом степени обучаемости учащихся, и, как правило, имеют несколько уровней сложности.

В технологической карте содержится также и технология освоения содержания. Учитель описывает методы учащегося: чтение, конспектирование, анализ, сравнение, составление плана и таблицы. Это одно из достоинств модульной технологии, которая используется учителем на уроках-исследованиях. Она учит детей работать с информацией, преобразовывать её, причем выполнять её самостоятельно.

Обязательный элемент – это вопросы и задания для усвоения материала.

Контроль в модуле может быть входным, поэлементным и обобщающим. В ходе контроля определяется уровень освоения отдельных учебных элементов и учебного модуля в целом. Учебные модули в исследовательской деятельности школьников, безусловно, несколько формализуют учебный процесс, в чем-то усложняют подготовку учителя к занятию. Но, с другой стороны, такие уроки прививают исследовательские навыки первоначально в работе с учебным текстом, а затем – с документальным материалом, беллетристикой и т.д. На таком уровне учитель исполняет роль консультанта, стимулирует активность учащихся, координирует их деятельность.

Технологическая карта урока по теме «Внешняя политика Николая I в 1826-1849 г.г.» (8 класс)

УЕ

Мин

Содержание учебного материала

Руководство деятельностью

0

05

Запишите число и тему урока в рабочие тетради
















Урок знаний с частичным использованием документального материала.

При кабинете систематизированы по курсам отечественной и мировой истории документы, которые играют роль раздаточного материала. Дидактические материалы подобраны на основе обязательного минимума содержания исторического образования, программ и требований к уровню подготовки учащихся по истории. Документальный материал имеет разный уровень сложности и представлен по темам программ.

Так, при изучении законов Хаммурапи каждый 5-классник, входивший в одну из 5 групп, получает и первые сведения о законе и знания о египетских законах при помощи извлечений из документа, содержание которых помещены в приложении.

Уроки – исследования с использованием ресурсов сети Интернет, электронных учебников, словарей и энциклопедий.

Так как информация Интернет – ресурсов не всегда структурирована и не отвечает привычным для исследования критериям анализа исторического источника, поэтому учитель сам первоначально изучает информационные ресурсы Сети, а затем уже рекомендует их учащимся. Кроме того, по мере надобности проводятся мини-беседы со школьниками о методах сбора и обработки информации. Так, в 11 классе тема «Первая мировая война» изучается старшеклассниками самостоятельно.

Использование исследовательского метода на повторительно-обобщающих уроках

При изучении темы «Эпоха дворцовых переворотов» (10 класс) старшеклассникам предлагается работа с суждениями историков. Следует отметить, что, работая с извлечениями из документов, необходимо определить: о каких деятелях эпохи дворцовых переворотов и царствованиях рассуждают историки.

  1. «Россияне хвалили её царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам, восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела любовников добродушных, страсть к весельям и нежным стихам»

  2. «шуты составляли необходимую принадлежность двора… В числе их находился один князь Голицын, прозывавшийся Квасниковым. Пятидесятилетнего Квасникова вздумали женить на придворной калмычке Бужениновой и при этом удобном случае решились повеселиться на славу… Придумали для новобрачных построить Ледяной дом…»

  3. «Серо и черство началась её семейная жизнь с 17-летним вечным недоростком…. Настоящей тиранкой была «дорогая тетушка»… К родителям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел… настоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой (она) встретила в книге»

  4. (Он) не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нем какой-нибудь приговор…Смерть постигла его в то время, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Долгоруковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меньшикова».

  5. «Он завел себе особую голштинскую гвардию из всякого международного сброда, но только не из русских своих подданных: то были большею частью сержанты и капралы прусской армии.… Считая для себя образцом армию Фридриха II, (он) старался усвоить себе манеры и привычки прусского солдата»

  6. «Россия ПРИШЛА В СЕБЯ. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то (императрица) спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского»

  7. «Как бы не старались в отдельных частных чертах уменьшить бедствия этого времен, оно навсегда останется самым темным временем в нашей истории XVIII века, ибо дело шло не о частных бедствиях, не о материальных лишениях: народный дух страдал, чувствовалась измена основному, жизненному правилу великого преобразователя, чувствовалась самая темная сторона новой жизни, чувствовалось иго с Запада, более тяжкое, чем прежнее иго с Востока – иго татарское»



Уроки углубленного изучения темы позволяют учителю выделить отдельные уроки, где исследовательский метод является основным или единственным. В таких случаях учащимся предлагается комплект источников по теме, которые сокращены и адаптированы к школьникам. К каждому источнику прилагается несколько вопросов-заданий. Они составляются так, чтобы помочь учащимся извлечь из документов историческую информацию и попытаться сделать самостоятельные выводы на основе данных источников.

Так, на первом уроке углубленного изучения темы «Первая мировая война» в 9 классе, учащиеся получили совершенно одинаковые задания, а вот документальный материал, из которого они извлекали знания, был различным. Это позволило девятиклассникам при беседе по вопросу «Первые дни войны» получить широкий спектр ответов.

А на двух последующих уроках этой же темы отрабатывался вопрос «Роль России в первой мировой войне», где учащиеся знакомились с методикой проведения исследовательских работ, но и развивали у себя умения грамотно излагать в письменной форме результаты своих мини – исследований в виде плана, доклада, эссе, аннотации, конспекта, отзыва, рецензии, тезисов.

Определенное внимание уделяется и работе с заданиями на анализ исторической ситуации. Работа в данном направлении ведется с 6 класса. Она начинается с объяснения самого понятия «историческая ситуация», после чего школьники вместе с учителем приступают к разбору конкретных ситуаций. Такие задания выполняются на уроке или дома.

Примеры типичных заданий на анализ исторической ситуации.

1.Проанализируйте историческую ситуацию и ответьте на главный вопрос.

После смерти Петра II была предпринята попытка ограничить власть новой императрицы – Анны Иоанновны. Но она разорвала предложенные ей кондиции и стала самодержавной правительницей.

А). Укажите время действия. Б). Укажите место действия. В). Укажите основные события, связанные с ситуацией. Г). Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть. Д). Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации?

Главный вопрос: почему попытка ограничения власти Анны Иоанновны не удались?

2.Проанализируйте историческую ситуацию и ответьте на главный вопрос.

Как известно после смерти Петра I было несколько кандидатов на престол. Но императрицей стала Екатерина I.

А). Укажите время действия. Б). Укажите место действия. В). Укажите основные события, связанные с ситуацией. Г). Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации?

Главный вопрос. Почему императрицей стала именно Екатерина I?



Уроки систематизации знаний и умений учащихся

Именно на таких уроках учителю и детям становится ясно: насколько последние усвоили учебный материал темы, на каком уровне находятся их умения и навыки. Исследовательский метод является своего рода лакмусовой бумажкой определения этого уровня. Уроки систематизации знаний и умений учащихся в 9-11 классах позволяют практически подготовить старшеклассников к выполнению заданий группы «С» и «В» по ЕГЭ.

Первый тип заданий предполагает отрывок из документа и краткий ответ на вопросы, требующие от учащихся использовать не только информацию источника, но и исторические знания и умения. Вот один из примеров такого типа заданий:

«Император с негодованием оттолкнул руку Зубова, на что тот, сжимая в кулаке массивную золотую табакерку, со всего размаху нанес правою рукою удар в левый висок императора, вследствие чего тот без чувств повалился на пол. В туже минуту француз – камердинер Зубова вскочил с ногами на живот императора, а Скарятин, офицер Измайловского полка, сняв висевший над кроватью собственный шарф императора, задушил его им».

  1. Определите время и место событий.

  2. Назовите главное действующее лицо и утвердившееся мнение в исторической литературе наименование события.

  3. Определите причины описанного в источнике события.

Второй тип заданий предполагает отрывок из документа и постановку вопроса, требующего односложного ответа старшеклассника. Ниже приведен пример такого типа задания:

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы это можете сказать всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

В каком году была произнесена речь Александра II, отрывок из которой помещен выше?
В классическую структуру урока по истории включены следующие этапы:

  1. определение темы исследования

  2. ставить вопросы

3) выдвигать гипотезы

4) давать определения понятиям;

5) классификация

6) наблюдение

7) проведение эксперимента
Творческий выход – написание большой творческой работы в более длительный период.
Типология заданий, направленных на развитие исследовательских навыков .
Большое место отводится формированию навыков исследовательской работы: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, сбору фактов. Поэтому используются на уроках.
Задания, направленные на анализ фактов


  1. классификация (эпоха, правители , персоналии)

/Что общего в правлении Николая I и Николая II?/

  1. Поиск отличий

/ социальные волнений Ивана Болотникова и Степана Разина/


  1. Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий.

Например : забастовка , стачка – с точки зрения экономической и социальной сфер.

  1. Постановка различных заданий к данному исследуемому объекту:

Персоналии:

-характеристика личности ;

- способности данной личности;

- вклад в истории.
Задания, направленные на развитие умения сравнивать.


  1. Сравнение двух исторических периодов, моделей экономического развития .

  2. Установление сходства и различия .

/ Реформы государственные и реформы в данном регионе , районе/.
Задания, направленные на формирование умения классифицировать.
1. Формирование умения делить факты , источники по признакам :

-Экономические

- социальные ,

-правовые.
Задания, направленные на развитие умения обобщать
Задания данного вида направлены на умение выделять существенные черты, сравнивать эти черты и объединять в группу :

  • Черты средневекового общества ;

  • Ремесло древних греков;

  • Черты развития капитализме в с. Кривцово(Сиверское)

Задания на применения парадокса и путей его разрешения.

Цель: показать противоречия

  • Книги горят, почему книги уцелели (глинянные таблички)



Для проверки знаний учащихся подбираю задания таким образом, чтобы можно было определить, как дети усвоили исследовательские приемы:

  • Умение ставить проблемы

  • Выдвижение гипотезы, которая разрешает парадокс



Роль краеведения в формировании исследовательских навыков у школьников.

Необходимость включения краеведения в обучение и творческую работу детей вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Отсутствуют иерархии нравственно-ориентированных ценностей3.

Привлекательными и престижными становятся невысокие образцы "легкой культуры", освоение которых не требует от человека серьезной душевной и умственной работы. Проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств.

Преобладают искаженные представления о прошлом, о героических событиях отечественной истории, которые еще сохранили качество нравственных идеалов.

Использование местного материала на уроке и во внеурочное время как средства конкретизации улучшает усвоение систематического курса, увеличивает мотивацию и как следствие – повышенный интерес при изучении истории. Местный материал может составлять содержание целого урока или частично.

Урок — основная форма обучения и поэтому важно правильно отобрать и систематизировать краеведческий материал для урока. Формы привлечения данного материала различные, начиная от использования отдельных примеров из местной истории для оживления материала, до использования предметов старины в качестве наглядных пособий. Ведь учащиеся лучше усваивают материал осязанием, оно дополняет зрительную информацию4.

Поэтому необходимо использовать на уроке то, что дети могут взять в руки.

Основные направления музейной работы:

  • поисковая (сбор материалов для коллекции музея, работа в архивах и музеях),

  • встречи с очевидцами событий, подготовка фото- видеоматериалов;

  • фондовая (научная обработка новых поступлений, обеспечение сохранности музейных предметов);

  • экспозиционная (совершенствование существующей экспозиции, подготовка новых выставок по музейной тематике); исследовательская (изучение тематики музея, его коллекции; помощь в написании реферативных и других работ по музейной тематике, публичная защита этих работ);

  • экскурсионно-просветительская и массовая (постоянное проведение экскурсий,

  • празднование Дней воинской славы, встречи с ветеранами, проведение уроков мужества, презентация краеведческих заданий, участие в районных краеведческих мероприятиях, посещение музеев, выставок, памятных мест родного края).

Формы использования местного материала:

  • Письменные работы творческого характера сочинения, эссе, рефераты и т.д.).

  • Составление летописей, альбомов.

  • Написание биографий земляков.

  • научная обработка воспоминаний участников различных исторических событий, знатоков национальной культуры.

  • Урок в школьном музее.

  • Урок — экскурсия, подготовленная учащимися.

  • Применение фактов из местной истории по теме.

  • Походы за сбором материала к уроку и обработка их.

Виды учебной и внеклассной работы в музее:

1. Подготовка исследовательских работ на основе самостоятельной работы в музее.

2. Проведение учебно — практических конференций..

3. Использование экспонатов как учебных пособий.

4 Учебные экскурсии.

5. Занятия школьных факультативов и кружков.

6. Урок-экскурсия

Действенной формой воспитания и образования является внеурочная работа. Объединяя учащихся по интересам, она предоставляет учителю истории широкий простор для творческой деятельности и дает мощный стимул для повышения педагогического мастерства. Появляется возможность для индивидуального общения.

В рамках существования в нашей школе воспитательной системы, были

разработаны разделы в подпрограммах воспитания школьников под названием «Гражданин», « Традиция». В них содержатся различные мероприятия по формированию патриотизма, любви к малой родине, воспитывающие интернациональные чувства к другим народам нашей страны на основе индивидуального и возрастного подхода. Среди этих мероприятий по краеведению используются:

1. исследования истории обрядов, праздников, игр промыслов нашего села.

2. Фотовыставки: «Моя семья в годы…» (войны, перестройки, революции и так далее).

З. конкурсы школьных музеев .

4. Конкурсы газет на краеведческие темы.

5. Конкурсы знатоков местной истории.
Результативность опыта
Для определения результативности опыта осуществляется постоянный анализ достижений учеников.
Анализ успеваемости учащихся по истории за последние три года показал, что % успевающих на «4» и «5» постоянно возрастает.

Интерес к изучению истории постоянно растет. По данным анкетирования учащихся можно сделать следующие выводы: навыки исследовательской работы по истории помогают решать вопросы из других наук.

Стимулирующая успех форма работы

  • Исследовательская экспедиция;

  • Работа в архивах;

  • Сотрудничество с музеем;

  • Общественное признание успеха учащихся;

  • Общение и обмен опытом с другими школами.


Было написано более 20 научно-исследовательских работ по краеведению , за последние четыре года учащиеся приняли участие в больших исследовательских проектах :


  • «Кривцовский Айболит» Полетова А.( О Роменском В. М.) ( 2008 год районный конкурс « Земляки» 2 место)

  • «Трудный путь к вере» Каменева Ю. (2008 год, районный конкурс « Святое Белогорье» 1 место , областной конкурс « Святое Белогорье» 9 место)

  • « Жизнь..Война…Поэзия …Спорт…». ( О ветеране Великой Отечественной войны Лыкове В. Я.) 2009 год. Каменева Ю.)

  • «Николин день в Кривцово» . Дадашева Ю. (октябрь 2009 г)

  • « Они тоже ковали Победу» ( О подвиге учителей в годы Великой Отечественной войны) (Каменева Ю. 2010г.1место)

  • « Война и жизнь, школа и любовь…»(О учителе , ветеране Вов Ладыгиной Е. В.) Немыкина О. 2010 г.2 место.)

  • « Ветеран , живший рядом» ( о ветеране Вов Кривцове С. С.) (Каменева Ю. 2011, 1 место)

  • «Битва , изменившая историю России и Франции» Маслов А. 2011г.

  • «Кустарные промыслы села Кривцово ( Сиверское) Курской губернии в 19-20 вв. Технология изготовления» ( Кривцова А. 2012 г. призер)

  • « Большой подвиг маленькой женщины» ( О подвиге в годы войны Стрельниковой Л. И. ) . (Мучиадзе И. 2012.)

Награждена неоднократно грамотами за подготовку победителей олимпиад по краеведению. ( Почетные грамоты за 2005,2006, 2007, 2008 ,2010,2012)

Выводы
Формирование навыков исследовательской работы - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся сельской лы в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

История дает реальные предпосылки для развития умения делать исследования на разные темы, развить устойчивый интерес к познанию. Задача учителя - полнее реализовать эти возможности при обучении детей истории, вовлечь в процесс исследования не только отдельных учащихся , но и всего классного коллектива.
« Детская любознательность, если ее удастся сохранить, дает постоянный стимул для развития»

Библиографический список

1.Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.

2. Богоявленская Д. Б. Исследовательская активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006.

3.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.

4.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.

5.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.

6.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.

7.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 20

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области iconАнализ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Алексеевка Яковлевского района Белгородской области (далее мбдоу) был открыт в 1989 году. Мбдоу осуществляет образовательную деятельность...

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области iconОтчет главы Яковлевского муниципального района о результатах его...
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Уставом Яковлевского...

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области iconУфмс россии по Белгородской области: врио начальника уфмс россии...
Заседания Общественно-консультативного Совета при уфмс россии по Белгородской области от 23 декабря 2014 года

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области icon308000, г. Белгород, Гражданский проспект, 38 Об утверждении «Правил...
Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области», постановления главы администрации...

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области iconВ рамках реализации областных программ развития сельского туризма...
Белгородской области и 20 от Харьковской области. Из Белгородской области участвовали главы сельских поселений Алексеевского, Валуйского...

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области iconИнтеграция «net школы украина» в информационное пространство района...
Ассматривается проблема интеграции «Net Школы Украина» в информационное пространство района в условиях отдаленности учебного заведения...

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области icon«управление образования администрации молчановского района томской области» прика з
Совета по противодействию коррупции при Главе Молчановсого района от 12. 12. 2011г., в рамках изучения Уголовного кодекса рф, в целях...

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области iconЗакон Белгородской области от 4 июля 2002 г. N 35 «Об административных...
См экспертное заключение Отдела Управления Министерства юстиции по Центральному федеральному округу в Белгородской области от 23...

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области iconРабочая программа по истории 11 класс составлена в соответствии с...
М.: «Русское слово». 2006. Инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области Белиро «О преподавании...

Торянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского района белгородской области iconЗаявитель: Лазарева Владислава Александровна
Третьи лица: Управление образования Администрации Дмитровского муниципального района

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск