Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России







Скачать 41.74 Kb.
НазваниеУголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России
Дата публикации14.05.2017
Размер41.74 Kb.
ТипДокументы
p.120-bal.ru > Культура > Документы
Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России
24 августа 2013 года вступил в силу Закон N 245-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в частности, была усилена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, а также установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение таких объектов в результате нарушения требований их сохранения или использования.

После вступления в силу Закона N 245-ФЗ терминология ст. 243 УК РФ "уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" как это звучало в старой редакции была приведена в соответствие с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Теперь в данной статье предусматривается ответственность, в частности, за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, включенных в единый государственный реестр таких объектов, а также выявленных объектов культурного наследия. Уточнение формулировки имеет значение для возбуждения уголовных дел по ст. 243 УК РФ при наличии признаков уничтожения или повреждения выявленных объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона N 73-ФЗ считаются выявленными со дня поступления в Минкультуры России или в региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, необходимых документов. Соответственно, выявленный объект еще не включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).

Предыдущая редакция ст. 243 УК РФ, не позволяла привлекать к ответственности за уничтожение выявленных объектов культурного наследия, поскольку одним из обязательных требований к памятникам истории и культуры было требование об особом правовом статусе таких объектов (они должны быть зарегистрированы и включены в специальный перечень объектов исторического и культурного значения).

Среди новых объектов, выступающих в качестве квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления, особое внимание стоит обратить на выявленные объекты археологического наследия, поскольку они могут быть обнаружены любыми участниками хозяйственной деятельности в рамках осуществления работ по строительству или реконструкции объектов недвижимости.

В отличие от других объектов культурного наследия, объект археологического наследия считается выявленным со дня обнаружения (п. 6 ст. 18 Закона № 73-ФЗ). Исполнители земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ обязаны немедленно приостановить работы в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и уведомить об обнаруженном объекте региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 37 Закона № 73-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 243 УК РФ исполнитель работ может быть привлечен к уголовной ответственности за уничтожение или повреждение объекта археологического наследия, если не исполнит обязанность по приостановлению работ.

Закон № 245-ФЗ дополнил Уголовный кодекс РФ ст. 243.1, в которой установлена уголовная ответственность за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия, включенных в Реестр, либо выявленных объектов культурного наследия. Преступлением считается такое нарушение, которое по неосторожности повлекло уничтожение или повреждение объектов культурного наследия в крупном размере. Повреждение в крупном размере означает, что стоимость восстановительных работ для объекта культурного наследия или стоимость мероприятий для сохранения объекта археологического наследия превышает 500 тыс. руб.

Если повреждение объекта не может быть квалифицировано как повреждение в крупном размере, виновное лицо нельзя будет привлечь к уголовной ответственности, однако возможно его привлечение к административной ответственности (ст. 7.13 КоАП РФ).

Таким образом, уголовная ответственность теперь предусмотрена не только за умышленное, но также и за неосторожное причинение вреда объектам культурного наследия.

Еще один вопрос, который возникает часто на практике и на котором бы хотелось остановиться подробнее – это факт привлечения виновных физических лиц к уголовной ответственности не освобождает организации от ответственности за совершение административного правонарушения

Поправки, внесенные Законом № 245-ФЗ в Уголовный кодекс РФ, необходимо рассматривать во взаимосвязи с поправками, которые Федеральный закон от 07.05.2013 N 96-ФЗ (далее - Закон № 96-ФЗ) внес в Кодекс РФ об административных правонарушениях (они вступили в силу 7 августа 2013 года).

В соответствии с Законом № 96-ФЗ существенно усилена административная ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Во-первых, в несколько раз увеличены штрафы за ранее предусмотренные правонарушения в этой сфере, а во-вторых, установлены новые составы правонарушений.

После вступления Закона № 96-ФЗ в силу в Кодексе РФ об административных правонарушениях также появились положения, предусматривающие ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (ст. 7.13 КоАП РФ) и ответственность за уничтожение или повреждение объекта культурного наследия (ст. 7.14.1 КоАП РФ). За совершение данных правонарушений для юридических лиц установлены штрафы, максимальный размер которых может доходить до 60 миллионов рублей.

Важно отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от уголовной ответственности за указанное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо.

Соответственно, поскольку в ст. ст. 243 и 243.1 УК РФ не исключена возможность привлечения к административной ответственности, а в ст. ст. 7.13 и 7.14.1 КоАП РФ не исключена возможность привлечения к уголовной ответственности, то за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия возможно как привлечение юридических лиц к административной ответственности, так и ответственных должностных лиц - к уголовной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconЗакон приморского края об охране объектов культурного наследия памятников
Настоящий Закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного...

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconОбъектов культурного наследия
Федеральный закон от 25. 06. 2002 г. №73-фз «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской...

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconДоклад начальника управления государственной охраны объектов культурного...
Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области Сохранение объектов культурного наследия

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconИсследование перспективных форм использования объектов культурного...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного...

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconОтчет о работе Республиканского комитета Автономной Республики Крым...
Законом Украины «Об охране культурного наследия», Законом Украины «Об охране археологического наследия», а также иными нормативно-правовыми...

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка принципов...
«Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева»

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconГосударственный комитет къырым джумухуриетининъ з охорони по охране
Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-фз «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской...

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconАвтономной Республики Крым по охране культурного наследия, состоявшейся...
Осуществление контроля за исполнением требований Закона Украины «Об охране культурного наследия», Закона Украины «Об охране археологического...

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconОтветственность за участие граждан в террористической деятельности
Действующим законодательством предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за террористическую...

Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России iconА к тгосударственной историко-культурной экспертизы документов, обосновывающих...
«Археологического комплекса Диринг-Юрях» в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск