А. В. Нестеров, д ю. н., профессор







Скачать 123.1 Kb.
НазваниеА. В. Нестеров, д ю. н., профессор
Дата публикации17.01.2015
Размер123.1 Kb.
ТипДокументы
p.120-bal.ru > Право > Документы



О КАТЕГОРИИ УСПЕШНОСТИ

А. В. Нестеров, д.ю.н., профессор

Высшая школа экономики, профессор
Общественному явлению, которое называется успех, посвящено много публицистических текстов. Однако серьезных исследований, посвященных успешности жизнедеятельности, найти сложно.

В последнее время понятию успешности работы стали уделять политики высокого ранга. В частности, Президент России Дмитрий Медведев определил три критерия, по которым будет судить об успешности своей работы на посту главы государства. Качество жизни людей, способность победить кризис, доверие граждан — перечислил Медведев эти критерии в интервью газете "Ведомости" [1].

"Прежде всего — это качество жизни людей. Наша способность победить кризис, который пришелся на период моего президентства, наша способность отвечать на наиболее жесткие вызовы, с которыми сталкивается наша страна, включая борьбу с преступностью, терроризмом, экстремизмом", — сказал президент.

Таким образом, официальный критерий успешности страны – способность государства и общества отвечать на вызовы как внутренние, так и внешние. С другой стороны, успешность определяется как объективными, так и субъективными свойствами, характеризующими государство и общество. Несомненно, что доверие граждан к государственным и муниципальным органам является субъективным показателем. Вторым критерием является экономические успехи. К сложным критериям необходимо отнести качество жизни.

В публикации [2], главным критерием успеха выделяются экономические достижения, в частности: «Повсеместное соблюдение минимального социального стандарта должно стать основным принципом и главным критерием успешности государства. На этой основе должна быть проведена реформа межбюджетных отношений. Бюджетную обеспеченность регионов надо приближать не к абстрактному, «среднему по больнице» уровню, а к единому минимальному социальному стандарту».

Критерий успешности различные государственные руководители понимают по-разному, например, С. Юркевич отмечает: «Как сказал Президент, количество государственных услуг, представленных субъектом, будет основным критерием успешности руководителя региона. Руководители правительства неоднократно подчеркивали, что вопросы развития информатизации в регионе – основной критерий. Сейчас развитие электронного правительства и информационного общества – один из первоочередных вопросов модернизации. Как только мы перейдем на третий транзакционный этап электронного правительства, граждане начнут видеть реальные плоды нашей работы» [3].

К сожалению, во многих публикациях понятие успеха рассматривается метафорично или его подменяют понятиями результативности, эффективности, полезности и т.д.

При раскрытии понятия успеха многие авторы апеллируют к словарям, например, по Словарю Ожегова - Успех: 1. Общественное признание. 2. Удача в достижении чего-нибудь. 3. Хорошие результаты в работе, учебе. Часто вспоминают Законы Мэрфи: «Успех продвижения по службе зависит не от тех, кто тобой доволен, а от тех, кого ты не раздражаешь. Всякий вопрос имеет две стороны. Чтобы добиться успеха, надо поддерживать обе» [4].

В этой связи, для научно обоснованного подхода к категории успеха, необходимо определить показатели успеха, где показатель - то, что характеризует действительное свойство объекта, наблюдаемого исследователем, а также регулируемого нормативным правовым актом (НПА).

Также размыты другие понятия, используемые при обсуждении свойств успеха. Поэтому определим их, не для того, чтобы дать еще одну дефиницию, а для однозначного их понимания в данном тексте. Измерение успеха должно осуществлять как на основании установленного критерия, так и на основании субъективной оценки. Критерий – то, что характеризует, установленное в НПА свойство объекта и его номинальные (допустимые, приемлемые) значения. Качество деятельности государства – показатель, характеризующий субъективную оценку его деятельности обществом. Пригодность деятельности государства – показатель, характеризующий объективное свойство («качество») его деятельности в соответствии с требованиями, установленными в НПА. Таким образом, к объективному показателю качества взаимодействий государства и общества можно отнести пригодность в виде соответствия значений показателей их взаимодействий установленным требованиям (критериям) НПА.

В качестве объективного показателя качества продукта деятельности государства, выступает пригодность данного продукта в виде соответствия уровней его показателей установленным требованиям (критериям НПА).

Далее рассмотрим возможную систему показателей деятельности государства.

Система показателей деятельности

Состав и структура Системы показателей. Система показателей деятельности государства (Система показателей) состоит из трех основных категорийных показателей: Цель деятельности, Ценность деятельности и Цена (расходы ресурсов) деятельности. На основе данных абсолютных показателей можно образовать относительные показатели:

1/ целевой (планово-отчетный) показатель,

2/ ресурсный показатель,

3/ ценностный показатель.

Категорийное пересечение трех категорийных показателей образуют три сложных нижеследующих относительных показателя деятельности государства.

4/ Показатель ресурсной эффективности (далее эффективность) представляет собой отношение роста целевого показателя к приросту ресурсного показателя и может отображать на сколько эффективны были затраты ресурсов на достижение поставленных целей.

5/ Показатель полезности представляет собой отношение роста ценностного показателя к приросту ресурсного показателя и может отображать затраты ресурсов на прирост ценности в отчетном году (чем больше рост ценности по отношению к росту расходов, тем больше полезность).

6/ Показатель успешности представляет собой отношение роста ценностного показателя к росту целевого показателя (чем больше рост ценности по отношению к росту целевого показателя, тем больше успешность).

Схематично соотношение категорий данных показателей представлено на рис. 1.

Цель Ресурсы (Цена)

Эффективность
Полезность

Успешность Ценность

Рис. 1 Категории показателей

Каждый из основных показателей состоит из трех показателей, которые образуют группы основных показателей.

Целевой показатель состоит из показателей, характеризующих деятельность государства, связанных с тремя выбранными подпоказателями, которые определяются в зависимости от выбранных целей.

Ресурсный показатель состоит из показателей, характеризующих деятельность государства, связанных с тремя выбранными подпоказателями, которые определяются в зависимости от имеющихся ресурсов.

Ценностный показатель состоит из показателей, характеризующих деятельность государства, связанных с тремя выбранными подпоказателями, которые определяются в зависимости от выбранных ценностей.

Дерево показателей. Система основных показателей состоит из трех основных групп показателей, общей численностью в 42 показателя.

В первую группу входят 6 основных показателей, во вторую группу входят три основных и девять основных подпоказателей, в третью группу входят 27 подпоказателей.

Дерево показателей показано на рис. 2.

1 2 3 (1) основные показатели

4 5 6 первая группа

1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 вторая группа

1.1.1 1.1.2 1.1.3 2.1.1 2.1.2 2.1.3 3.1.1 3.1.2 3.1.3 третья группа

1.2.1 1.2.2 1.2.3 2.2.1 2.2.2 2.2.3 3.2.1 3.2.2 3.2.3

1.3.1 1.3.2 1.3.3 2.3.1 2.3.2 2.3.3 3.3.1 3.3.2 3.3.3

Рис. 2 Дерево показателей Системы показателей

Каждый из показателей может дробиться на три подпоказателя (индикатора). Показатели (индикаторы) могут составляться в сложные искусственные показатели (индикаторы) – факторы.

Показатели могут образовываться путем перемножения относительных значений составляющих этих показателей. Произведение значений составляющих представляет собой объем показателя.

Формы показателей. По форме представления показатели можно разделить на абсолютные, относительные и/или обобщенные (усредненные) показатели. Также существуют плановые, отчетные и/или теоретические (максимально возможные) показатели.

Значения показателей. Если значение какого-либо абсолютного индикатора (показателя) будет равно 0, то тогда значению относительного показателя, в числителе которого стоит такой индикатор (показатель), придается значение, равное 0,1.

Критерии показателей. В случаях установления в нормативных правовых актах и/или нормативных документах критериев в виде предельных значений показателей (индикаторов), то они носят либо абсолютный, либо относительный характер.

Визуализация Системы показателей. Систему основных показателей можно визуализировать с помощью одной и/или нескольких диаграмм Кивиата (лепестковой). В первом варианте на диаграмме необходимо откладывать по 6 осям значения 6 основных показателей. В других вариантах можно откладывать значения необходимых показателей.

Общий показатель. Показатели Системы показателей можно объединить в общий показатель – индекс. Индекс деятельности государства характеризует в свернутом виде все значения показателей Системы показателей.

Профиль Системы показателей. Если Система показателей будет насчитывать более 12 показателей, то тогда для их визуализации можно использовать профиль Системы показателей в виде столбчатой линейной диаграммы со значениями планируемых, достигнутых и теоретических показателей.

Требования к Системе показателей. Система показателей, в отличие от совокупности показателей, должна быть сбалансированной и обладать свойством, отсутствующим у каждого показателя в отдельности. Поэтому в ней должны быть учтены интересы всех заинтересованных лиц.

В заключении можно отметить, что предложенную систему показателей можно рассматривать как формализованный инструментарий, который может быть компьютеризирован, а его продукты могут быть визуализированы как для оперативного мониторинга, так и для планирования и прогнозирования развития государства.
В качестве примера данной системы можно привести информацию, взятую из части проекта системы показателей для деятельности аспирантуры/докторантуры, разработанной автором.

Исследование официальной и известных совокупностей показателей организаций, имеющих аспирантуру/докторантуру, занимающихся образовательной, научной и/или исследовательской деятельностью, а также собственные исследования в области теории показателей, позволяют сформулировать Систему показателей деятельности аспирантуры/докторантуры гармонизированную с совокупностью показателей деятельности Организации.

Под словосочетанием «успешность реализации», которое используется в задании, будем понимать деятельность аспирантуры/докторантуры, соответствующую установленным требованиям.

Основной целью аспирантуры/докторантуры является подготовка кадров высшей квалификации в необходимых объемах по определенной номенклатуре научных специальностей, соответствующих установленным требованиям и в определенный срок. Так как аспирантура финансируется из госбюджета, то поэтому у нее есть плановые показатели в абсолютном измерении – количество бюджетных мест. В качестве цели выступает показатель – Количество защитившихся выпускников в отчетном году.

Кроме основной цели у аспирантуры есть миссия, в которой определяется ценность аспирантуры для государства и общества. Ценность деятельности конкретной аспирантуры тем выше, чем выше ее ценностные показатели, по которым ее можно сравнивать со значением среднего уровня ценности деятельности аспирантуры в России или в мире.

В качестве основной ценности деятельности аспирантуры /докторантуры можно считать повышение интеллектуального уровня кадров высшей квалификации. Данная ценность продиктована основной ценностью общества, построенного на знаниях – интеллектуальный уровень населения. Инновационная экономика требует все большего количества высококвалифицированных кадров, в том числе с высшим образованием и кадров высшей квалификации.

Ценность хотя и имеет качественную форму, но может быть выражена в виде ценностных показателей в числовом виде. В частности, к ним можно отнести показатели конкурентоспособности аспирантуры/докторантуры, которые зависят от конкурентоспособности выпускников аспирантуры/докторантуры, а также инновационности деятельности аспирантуры/докторантуры и интегрированности в мировое образовательное сообщество аспирантуры/докторантуры.

Ценностная концепция неявно выражена в компетентностном подходе Болонского процесса, которая выделяет исследовательскую компетентность магистров (исследователей) и докторантов (аспирантов).

В России традиционно не выделяются исследователи, а существует понятие научные (научно-исследовательские) кадры и научно-педагогические кадры. В законе «О науке и государственной научно-технической политике» выделяется научная деятельность, научно-техническая деятельность и экспериментальные разработки. Фактически два последних вида деятельности связаны с исследовательской деятельностью, т.к. они требуют от работников исследовательской и проектной компетентности. В этой связи можно построить логическую диаграмму Венна для рассматриваемых категорий, представленную на рис. 3.

Наука Образование

Педагогические компетентности
Научные компетентности

Исследовательские, проектные компетентности

Практика

Рис. 3 Категорийные составляющие функций аспирантуры /докторантуры

В Системе показателей необходимо выделить ценностные показатели, которые состоят из показателей интегрированности, инновационности и конкурентоспособности деятельности аспирантуры/докторантуры.

В Системе показателей также используются показатели эффективности, успешности и полезности деятельности аспирантуры
докторантуры, которые позволяют получить очень важные количественные оценки по развитию аспирантур/докторантур.

Показатели конкретных аспирантур/докторантур можно сравнивать по общему показателю - индексу, который должен соответствовать номинальному значению, т.е. не быть ниже среднего значения индекса по России минус одно стандартное среднеквадратичное отклонение. Если значение индекса конкретной аспирантуры/докторантуры лежит ниже данного номинала, но выше среднего значения индекса минус два стандартных среднеквадратичных отклонения, то деятельность такой аспирантуру/докторантуру требует выражения ей замечания. Если значение индекса конкретной аспирантуры/докторантуры лежит ниже данного номинала, но выше среднего значения индекса минус три стандартных среднеквадратичных отклонения, то деятельность такой аспирантуру/докторантуру требует корректирующего воздействия. Если же значение индекса не соответствует установленным требованиям, то тогда возникает вопрос о закрытии конкретной аспирантуры/докторантуры.

Показатель успешности базируется на показателях цели и ценности. Наиболее сложным является ценностный показатель, поэтому рассмотрим составляющие данный показатель.

3/ Показатель Ценности деятельности аспирантуры/докторантуры. Данный показатель состоит из трех показателей, характеризующих 3.1/ Интегрированность аспирантуры/докторантуры в мировое сообщество, 3.2/ Инновационность деятельности аспирантуры /докторантуры и 3.3/ Конкурентоспособность аспирантуры/докторантуры в виде карьерного роста выпускников.

3.1/ Показатель Интегрированности аспирантуры/докторантуры в мировое образовательное, научное и/или исследовательское сообщество базируется на 3.1.1/ показателе международного сотрудничества, 3.1.2/ показателе мобильности субъектов аспирантуры/докторантуры (научных руководителей, аспирантов и/или членов диссертационных советов) и 3.1.3/ показателе публикационной активности за рубежом.

Примечание. Создание единого европейского исследовательского пространства и академической мобильности студентов и слушателей – требование Болонского процесса.

3.1.1/ Показатель международного сотрудничества - Доля договоров на международное сотрудничество в области научных, исследовательских и/или образовательных взаимодействий между аспирантурами Организаций из разных стран, Доля международных грантов, полученных субъектами аспирантуры в международных конкурсах в Общем количестве данных договоров и грантов.

3.1.2/ Показатель международной мобильность – Доля выездов в зарубежные Организации и принятия зарубежных коллег для участия в научных конференциях, симпозиумах, чтениях и т.п., в совместных научных экспериментах, экспедициях и т.п., а также в обучении по определенным дисциплинам, в стажировках и т.п. в Общем количестве данных мероприятий.

3.1.3/ Доля публикаций в престижных иностранных журналах и отечественных журналах, переводимых на иностранный язык иностранным издательством, а также переведенных монографий в Общем количестве данных публикаций.

3.2/ Показатель Инновационности деятельности аспирантуры /докторантуры характеризует инновационную активность аспирантуры/докторантуры. Он состоит из трех нижеследующих подпоказателей и определяется произведением значений данных подпоказателей.

Примечание. Так как мы рассматриваем только показатели деятельности, а не диссертаций, то и показатель инновационности относится к деятельности научного руководителя, руководителя аспирантуры и ответственного лица Минобрнауки. Создание и трансферт инновационных продуктов направлены на модернизацию (непрерывное улучшение) деятельности аспирантуры. Каждое из данных лиц в отчетном году должно внедрять хотя бы один инновационный продукт в образовательной, научной и/или исследовательской части деятельности аспирантуры. В частности, в области НПА (модернизация НПА, регламентирующих требования к темам, к содержанию и оформлению диссертаций, а также их гармонизация с международными требованиями), методического обеспечения (модернизация программ обучения и их гармонизация с международными стандартами, а также модернизация методов исследования) и/или организации работы научных руководителей и аспирантов (улучшение условий деятельности).

3.2.1/ Доля выполнения плана по внедренным инновационным продуктам в Плане внедрения данных продуктов в образовательной, научной и/или исследовательской компоненте аспирантуры/докторантуры в отчетном году.

3.2.2/ Доля выполнения плана по внедренным инновационным продуктам в Плане внедрения данных продуктов в организационной компоненте Организации в отчетном году.

3.2.3/ Доля внедренных инновационных продуктов в Плане внедрения институциональной модернизации аспирантуры/докторантуры Минобрнауки в отчетном году.

3.3/ Показатель Конкурентоспособности аспирантуры/докторантуры в виде карьерного роста выпускников. Он состоит из трех нижеследующих подпоказателей и определяется произведением значений данных подпоказателей. Данный показатель определяется на основе индикаторов, получаемых с помощью мониторинга в течение года карьеры выпускника.

3.3.1/ Показатель карьерного роста – Отношение номинального Времени экспозиции (среднего времени на трудоустройство (повышение карьерного уровня)) к Времени трудоустройства по специальности (повышения уровня в карьере). В качестве номинального значения можно выбрать 1, 3 или 6 месяцев после защиты (получения диплома).

3.3.2/ Доля практических исследовательских результатов, в том числе инновационных продуктов, в течение одного года после выпуска в Общем количестве таких продуктов за время нахождения в аспирантуре/докторантуре и отчетного года.

3.3.3/ Доля научных публикаций в течение одного года после выпуска в Общем количестве публикаций за время нахождения в аспирантуре/докторантуре и отчетного года.
Литература
1. Медведев определил критерии успешности своей работы // http://www.rosbalt.ru/main/2011/01/26/812471.html.

2. Социальные стандарты в России // http://www.fondpressa.ru/press-service/analytics/detail.php?ID=1209.

3. Юркевич С. // http://is-forum.ru/index.php/ru/publications/interview /224-urkevich.

4. Блох А. Законы Мэрфи / перевод Л.Беляевой // ЭКО 1983, NN 1,2,3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор iconЮридические ловушки и институциональный подход в юриспруденции*
Нестеров А. В., профессор Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики, г. Москва

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор icon5. к вопросу о происхождении права 10
Б. В. Исаков; д ю н., профессор М. А. Краснов; д ю н., профессор И. В. Панова; д ю н., профессор Ю. М. Юмашев; к ю н., доцент Е....

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор iconНаучное руководство аспирантами осуществляют: д ю. н., профессор...
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор iconКлейменовых, Щегольковых, их земляков
Кто они, донские казаки? / Николай Нестеров. — Волгоград: Изд-во вгпу «Перемена», 2008. — 327 с.: ил

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор iconТехническое задание на разработку рабочей документации, выполнение...
«Модернизация сотиассо на объектах ОАО «Янтарьэнерго»» для подстанций: о-1 «Центральная», о-4 «Черняховск», о-12 «Южная», о-15 «Нестеров»,...

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор iconОсновы противодействия терроризму
Рецензенты: профессор кафедры №5 минит фсб россии, д-р юр наук, профессор В. П. Галицкий

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор iconА. А. Рожнов А. А. Терениченко
В. Е. Рубаник, профессор кафедры «Теория и история государства и права», доктор юридических наук, профессор

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор iconРоссийской федерации
А. Я. Рыженков – профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского филиала ранхиГС, д-р юр наук, профессор

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор iconДетство-пресс
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...

А. В. Нестеров, д ю. н., профессор iconУголовно-правовой аспект геноцида1
А. А. Толкаченко, профессор кафедры уголовного права Военного университета, доктор юридических наук, профессор

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск