Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права»







Скачать 330.84 Kb.
НазваниеКонспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права»
страница1/2
Дата публикации16.12.2015
Размер330.84 Kb.
ТипКонспект
p.120-bal.ru > Право > Конспект
  1   2

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по курсу «Административное право»
Тема: «Предмет и метод административного права»

КРАСНОЯРСК  2012

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….……...4

  1. Понятие, виды и признаки управления……………………………….6

  2. Государственное управление……………………………………...…..7

  3. Предмет административного права……………………...………..…11

  4. Метод административно-правового регулирования………..………14

  5. Система административного права………………..……..………….19

  6. Место административного права в правовой системе России. Отграничение административного права от других отраслей права……………………………………………………………………………..…..20

Заключение…………………………………………………………..…..…..23

Литература……………………………...……...… 23

Введение

Сегодня мы приступаем к изучению новой для вас учебной дисциплины, новой отрасли права, которая называется «Административное право».

В процессе обучения в нашем вузе вы уже получили определенное представление о том, что такое государство, выяснили, для чего оно существует и как функционирует.

Государство как явление придумали люди. И сделали они это для того, чтобы упорядочить собственную жизнь, защитить себя, сделать условия своего существования более комфортными и безопасными, чтобы почувствовать себя свободными и полноправными личностями, живущими в развитом гражданском обществе.

Для того, чтобы поддерживать существование государства, необходимо было установить определенные правила, ограничивающие возможность возникновения ситуаций, при которых могут пострадать публичные и личные интересы. Иными словами, появилось право, обеспечивающее существование государства и представляющее собой систему наиболее важных правил поведения, закрепленных в законах и иных нормативных правовых актах.

Задать вопрос аудитории: А какие отрасли права вы знаете, и какие общественные отношения они регулируют?

Варианты ответов: Конституционное право – определяет государственное устройство, структуру аппарата государственного управления, виды госорганов и их полномочия, порядок законотворческой деятельности, регламентирует неотъемлемые права и свободы человека и гражданина и многое другое. Данная отрасль права вполне заслуженно считается базовой для нашей правовой системы.

Уголовное право – устанавливает запреты на совершение деяний, считающихся наиболее опасными для общества, государства и отдельных его представителей, а также возможные неблагоприятные последствия их совершения (наказания).

Гражданское право – определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе управления государством, связанные с организацией и деятельностью органов исполнительной власти, регулируются особой системой норм, которые образуют одну из наиболее крупных отраслей правовой системы России – отрасль административного права.

Изучение административного права помогает разобраться с вопросом, как осуществляется управление государством, какие органы относятся к исполнительной ветви власти, что они делают для того, чтобы воплотить требования законодательства в реальных общественных отношениях, обеспечить поддержание конституционного строя, законности и правопорядка.

Кроме того, административное право определяет правовое положение и иных субъектов, не наделенных властными полномочиями (например, граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций) в тех случаях, когда они вступают в правоотношения с органами исполнительной власти. Ну и, наконец, всем известно, что существует особая разновидность противоправных деяний, менее опасных, чем преступления, но также запрещенных под страхом наказания – речь идет об административных правонарушениях. Все это тоже относится к административному праву.

Вопрос к аудитории: Какие административные правонарушения вы знаете?

С административным правом и его нормами мы сталкиваемся постоянно, если не повседневно, причем от рождения и до самой смерти.

Порядок регистрации новорожденных, процесс воспитания и обучения, трудовая деятельность и социальное обеспечение, государственная служба, поведение на улице и в других общественных местах, охрана здоровья, участие в общественной жизни и т.д. и т.п. – все это соответствующим образом регламентируется административно-правовыми нормами, и эти правила воспринимаются каждым из нас как одно из непременных условий организации нормальной упорядоченной жизни общества.

Административное право в России и за рубежом имеет длительную историю. Ему посвящены тысячи работ. Практически все политики и государственные деятели были озабочены административными преобразованиями. Сам процесс исторического развития диктовал как сохранение устойчивости государственного управления, так и перемены. Последние стали особенно ощутимы к началу нового тысячелетия в связи с особой ролью права и изменяющимися функциями государства.

В сегодняшней лекции мы рассмотрим, что же представляет собой административное право как отрасль правовой действительности, при помощи каких методов осуществляется административно-правовое регулирование, что представляет собой система административного права и какое место данная отрасль занимает в правовой системе России.

  1. Понятие, виды и признаки управления


В переводе с латинского administratio означает руководство (управление) кем-либо или чем-либо, т.е. административное право можно иначе назвать управленческим правом.

Для того чтобы разобраться с общим содержанием данной правовой отрасли обратимся к ключевому понятию.

Управление – это целенаправленное, организующие воздействие на какие-либо процессы и системы для приведения их в соответствие с объективными закономерностями, действующими в данной среде.

Наука, изучающая универсальные законы управления – кибернетика. Она представляет собой всеобщую теорию управления в природе, обществе и в технических системах.

Биологическое управление является предметом исследования преимущественно естественных наук. Познав законы биологии, люди воздействуют на растительный и животный мир. Например, выводят новые, более продуктивные породы домашних животных, сорта растений. Специфика этого вида управления состоит в том, что объектом выступают растительные и животные организмы, не обладающие сознанием и волей.

Социальное управление – это управление, осуществляемое человеком в отношении себеподобных. Это воздействие на поведение людей, объединенных в группы, коллективы, классы. Пределы социального управления его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в данном обществе экономических отношений, от характера социально-политического строя, государственного устройства.

Техническое управление изучается техническими науками. Отличается от других видов управления своим объектом, в качестве которого выступают машины, механизмы, технические системы, а также правилами управления, в качестве которых выступают законы природы, открытые точными науками.

Все три вида управления связаны между собой. Техническое и биологическое управление осуществляются в рамках социального. Управляя техникой, животным и растительным миром, люди объединяют свои усилия, образуют специальные трудовые коллективы для достижения соответствующих целей.

Любому из обозначенных видов управления присущи следующие характерные признаки:

  1. управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов, которые представляют собой единое целое с общими для всех них задачами;

  2. управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие между собой;

  3. управление представляет собой воздействие субъекта на объект, целью которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития.

  4. управление реально только тогда, когда имеется подчинение объекта управления субъекту, следовательно, упорядочивающее воздействие – это прерогатива субъекта управления.

Юриспруденция относится к гуманитарным наукам, именно поэтому нас в наибольшей степени интересует управление социальное.

Социальное управление – это урегулированная нормами права, морали, обычаями сознательная целенаправленная деятельность людей по обеспечению необходимых условий жизнедеятельности граждан, организаций и государственных органов.

В зависимости от пределов властного воздействия различают следующие виды социального управления:

1) государственное управление, представляющее собой деятельность по реализации госорганами властных полномочий в масштабах всего государства или его отдельных субъектов. Его осуществляют Президент РФ, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также госорганы с особым правовым статусом (например, Прокуратура РФ, Центризбирком РФ, Центробанк РФ).

2) негосударственное управление, объединяющее иные виды управления в социальных системах, осуществляемое органами управления, властные полномочия которых распространяются на ограниченную территорию, на конкретную группу людей, объединенных общностью интересов либо спецификой осуществляемой ими деятельности. Негосударственное управление осуществляют органы местного самоуправления, органы управления религиозных объединений, общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, а также всевозможных частных предприятий и учреждений.

Система социального управления включает в себя следующие элементы:

Субъект управлениялюди и их объединения, осуществляющие упорядочивающие воздействие на других участников совместной деятельности для достижения определенных целей.

Объект управлениялюди и их объединения, в отношении которых осуществляется управление и которые находятся в полном (организационном) или частичном подчинении у субъекта управления.

Прямые и обратные связи между субъектом и объектом управления, которые характеризуются взаимными правами и обязанностями, а также ответственностью за свое поведение.


  1. Государственное управление


Государственное управление – вид социального управления, состоящий в организующей, властной, подзаконной, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизнедеятельности общества.

В качестве главных отличий государственного управления от иных видов социального управления можно отметить следующие:

1) Субъектный состав. Субъектами государственного управления обязательно являются госорганы, и управление осуществляется от имени государства.

2) Методы государственного управления. Подчинение управляющему воздействию госорганов подкрепляется возможностью применения к объекту управления мер государственного принуждения.

3) Цель государственного управления – реализация государственной политики в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития всех сфер жизнедеятельности общества.

Функции государственного управления представляют собой конкретные направления воздействия на управляемые объекты. Именно они обеспечивают социальное благосостояние, гарантируют реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством. К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

  • Информационное обеспечение деятельности госорганов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для принятия управленческих решений.

  • Прогнозирование и моделирование развития системы и стандартов госуправления, а также системы и структуры госорганов, подразумевающее предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов в государстве на основе полученной информации, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.

  • Планирование – это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления.

  • Организация – это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления.

  • Распорядительство, т.е. оперативное воздействие на управленческие отношения, возникающие по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных лиц.

  • Руководство – установление правил и нормативов деятельности госорганов (должностных лиц).

  • Координация – согласование деятельности различных госорганов для достижения общих целей госуправления.

  • Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы госуправления и ее структуры требуемому стандарту и уровню.

  • Регулирование – использование способов управляющего воздействия адекватных потребностям управляемой системы

  • Учет – фиксация информации, выраженной в количественной форме, и имеющей важное значение для государственного управления в целом.

Принципы государственного управления это опирающиеся на объективные закономерности базовые положения, концепции, идеи, на основании которых осуществляется государственное управление.

Система таких принципов может быть представлена в виде двух групп.

1. Социально-правовые принципы.

2. Организационные принципы.

К числу социально-правовых принципов государственного управления относятся:

  • Народовластие.

  • Законность и дисциплина.

  • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

  • Федерализм.

  • Гласность, открытость.

  • Приоритет и гарантированность прав личности.

Видами организационных принципов государственного управления являются:

  • Сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал госуправления.

  • Вертикальное подчинения.

  • Сочетание единоначалия и коллегиальности.

  • Рациональное распределение полномочий.

  • Ответственность за результаты деятельности.

Отличие государственного управления от местного самоуправления.

Оба вида относятся к социальному управлению и обеспечивают целенаправленное воздействие на общественные процессы в стране.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» последнее составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских населенных пунктах и на других территориях. Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

При этом обособленность местного самоуправления вовсе не означает, что действия и решения органов местного самоуправления могут противоречить порядку и правилам, установленным во всем государстве.

Тезис о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти не следует понимать таким образом, что где-то на уровне города или поселка государственное управление заканчивается, а начинается местное самоуправление. Сфера деятельности органов местного самоуправления касается вопросов местного значения, к которым, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ относится

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

8) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственное управление пронизывает всю территорию Российской Федерации, однако оно касается лишь наиболее значимых вопросов, т.е. тех, которые имеют особое значение для всего государства независимо от территории и месторасположения, в то время как местное самоуправление способствует решению вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» iconТема Семейное право как отрасль права Предмет и метод семейного права....
Основные понятия: Предмет семейного права. Метод семейного права. Семейное право как отрасль права. Задачи семейного права. Принципы...

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» iconМетодические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории...
Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.)

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» iconВопросы к зачету по курсу «семейное право россии»
Понятие и предмет семейного права. Метод регулирования семейно-правовых отношений

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» iconСловарь основных терминов 11 Тема
Тенденция развития корпоративного права за рубежом и в России 14 Тема предмет и метод корпаративного права

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» icon№ понятие и предмет семейного права предмет семейного права. Метод...
«Юриспруденция». Они содержат перечень вопросов, подлежащих обсуждению на практических занятиях по курсу «Семейное право», и список...

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» iconВводное занятие. Проверь себя! Повторите вопросы: Система права....
Ребята! В 2014-2015 учебном году мы предлагаем работу дистанционной олимпиады по курсу: «Обществознание. Право»

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» iconКонспект лекций по Гражданскому процессуальному праву Батычко В. Т. 2008 г
Лекция 1: Понятие гражданского процессуального права. Предмет и метод правового регулирования

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» iconКонспект лекции по дисциплине «Международное частное право»
Печатается по решению кафедры гражданского права Юридического института ноу «Сибирская академия права, экономики и управления»

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» icon12. 00. 03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное...
...

Конспект лекции по курсу «Административное право» Тема: «Предмет и метод административного права» iconТемы занятий. Предмет, метод, принципы семейного права
Понятие и предмет семейного права. Метод регулирования семейно-правовых отношений. Основания применения к семейным отношениям гражданского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск