Учебное пособие Одесса ао бахва 1999







НазваниеУчебное пособие Одесса ао бахва 1999
страница1/6
Дата публикации25.01.2015
Размер0.99 Mb.
ТипУчебное пособие
p.120-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6




http://www.yuridlit.narod.ru

Одесская государственная юридическая академия
Е.В. Додин
Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Учебное пособие
Одесса

АО БАХВА

1999
Аннотация

В учебном пособии рассматривается механизм исполнения постановлений о

наложении административных взысканий, процессуальный статус участников этой

стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Рассчитано на студентов юридических учебных заведений, работников

правоохранительных органов.

Рекомендовано Ученым советом Одесской государственной юридической академии,

протокол № 6 от 5 июля 1999 г.

Рецензенты: кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и

финансового права Одесской государственной юридической академии Л.Р. Била,

кандидат юридических наук, ассистент кафедры административного и

финансового права Одесской государственной юридической академии

И.А.Картузова


Содержание


Введение

Раздел V. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий

Глава 25. Основные положения

Статья 298. Обязательность постановления о наложении

административного взыскания

Статья 299. Обращение постановления к исполнению

Статья 300. Порядок исполнения постановления о наложении

административного взыскания

Статья 301. Отсрочка исполнения постановления о наложении

административного взыскания

Статья 302. Прекращение исполнения постановления о

наложении административного взыскания

Статья 303. Давность исполнения постановлений о наложении

административных взысканий

Статья 304. Разрешение вопросов, связанных с исполнением

постановления

Статья 305. Контроль за исполнением постановления о

наложении административного взыскания

Глава 26. Производство по исполнению постановления о

вынесении предупреждения

Статья 306. Порядок исполнения постановления о вынесении

предупреждения

Глава 27. Производство по исполнению постановления о

наложении штрафа

Статья 307. Сроки и порядок исполнения постановления о

наложении штрафа

Статья 308. Принудительное исполнение постановления о

взыскании штрафа

Статья 309. Исполнение постановления о наложении штрафа,

взыскиваемого на месте совершения административного

правонарушения

Статья 310. Окончание производства по исполнению

постановления о наложении штрафа

Глава 28. Производство по исполнению постановления о

возмездном изъятии предмета

Статья 311. Органы, исполняющие постановление о возмездном

изъятии предмета

Статья 312. Исполнение постановления о возмездном изъятии

предмета

Глава 29. Производство по исполнению постановления о

конфискации предмета, денег

Статья 313. Органы, исполняющие постановление о конфискации

предмета, денег

Статья 314. Порядок исполнения постановления о конфискации

предмета, денег

Статья 315. Порядок реализации конфискованных предметов,

денег

Статья 316. Окончание производства по исполнению

постановления о конфискации предмета, денег

Глава 30. Производство по исполнению постановления о

лишении специального права

Статья 317. Органы, исполняющие постановление о лишении

специального права

Статья 318. Порядок исполнения постановления о лишении

права управления транспортным средством, речным или

маломерным судном

Статья 319. Порядок исполнения постановления о лишении

права охоты

Статья 320. Основание и порядок сокращение срока лишения

специального права

Статья 321. Исчисление сроков лишения специального права

Глава 31. Производство по исполнению постановления о

применении исправительных

работ

Статья 322. Исполнение постановления о применении

исправительных работ

Статья 323. Исчисление срока отбывания исправительных работ

Статья 324. Обязанности администрации предприятия,

учреждения и организации по

месту отбывания нарушителем исправительных работ

Статья 325. Последствия уклонения лица от отбывания

исправительных работ,

примененных за совершение мелкого хулиганства

Глава 32. Производство по исполнению постановления о

применении

административного ареста

Статья 326. Исполнение постановления о применении

административного ареста

Статья 327. Порядок отбывания административного ареста

Статья 328. Трудовое использование лиц, подвергнутых

административному аресту

Глава 33. Производство по исполнению постановления в части

возмещения

имущественного ущерба

Статья 329. Порядок и срок исполнения постановления в части

возмещения

имущественного ущерба

Статья 330. Последствия неисполнения постановления в части

возмещения

имущественного ущерба

Заключение

Введение

Исполнение постановлений о наложении административного взыскания -

завершающая стадия производства по делам об административных

правонарушениях. Ее сущность заключается в практической реализации

административного взыскания, назначенного правонарушителю соответствующим

юрисдикционным органом (должностным лицом): судьей, административной

комиссией, капитаном порта, начальником таможни и т.д. Ее значение

проявляется в том, что только путем исполнения лицо, совершившее проступок,

реально претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного,

морального или материального характера, предусмотренного вынесенным

постановлением. И только в результате исполнения будут достигнуты цели

административной ответственности. К сожалению, как свидетельствует

статистика, более 20 % вынесенных постановлений о наложении штрафа, около

10 % постановлений о лишении специальных прав, около 30 % постановлений о

выдворении иностранцев и лиц без гражданства из пределов территории Украины

остаются неисполненными.


В определенной степени это объясняется тем, что Кодекс Украины об

административных правонарушениях не содержит полной правовой регламентации

механизма исполнения вынесенных постановлений. Более того, процессуальному

регулированию исполнения постановлений посвящен самостоятельный раздел

Кодекса, в то время как содержание предшествующих стадий - возбуждение

дела, вынесение постановления, обжалование и опротестование - изложено в

одном разделе - "Производство по делам об административных

правонарушениях". Может показаться, что законодатель не считает исполнение

постановлений стадией производства по делам об административных

правонарушениях. Но это не так. Согласно ст. 245 КоАП, в которой закреплены

цели производства по делам об административных правонарушениях, прямо

указана цель обеспечения исполнения вынесенного постановления.

Действительно, если постановление, вынесенное в полном соответствии закону

и материалам дела, не исполнено, все, что сделано на предшествующих

стадиях, окажется напрасным. Более того, у правонарушителя может

сложиться впечатление о бессилии юрисдикционных органов, и никакого

воспитательного и предупредительного воздействия производство не окажет.

Выделение стадии исполнения постановления в обособленный раздел Кодекса

обусловлено тем, что в этой стадии принимают участие новые субъекты (в

отличие от тех, которые перечислены в главе 21 КоАП), с особыми

полномочиями, с особым характером работы. Процессуальный статус их

определен особыми нормами, многие стороны их деятельности также

регламентируются нормами иных нормативных актов. В 1991 г. был подготовлен

и издан Научно-практический комментарий Кодекса Украины об административных

правонарушениях, в котором содержались комментарии и к ст. 5 раздела

Кодекса "Исполнение постановлений о наложении административных взысканий".

Однако с этой поры произошли большие изменения в правовом регулировании

стадии исполнения. Принят и вступил в силу Таможенный кодекс Украины,

определивший специфику исполнения постановлений по делам о нарушении

таможенных правил. Серьезные изменения в процедуру исполнительного

производства внесли Закон Украины "Об исполнительном производстве" от 21

апреля 1999 г., Постановление Кабинета Министров Украины от 25 августа 1998

г. (с изменениями, внесенными Постановлением КМУ № 868 от 20 мая 1999 г.),

приказ Минфина Украины, Государственной налоговой администрации,

Государственной таможенной службы № 99/168/197 от 2 апреля 1999 г.,

зарегистрированный Министерством юстиции Украины 29 апреля 1999 г. за №

253/3346, и ряд иных актов. Поэтому без их изучения содержание стадии

исполнения будет неполным.

Вместе с тем новый нормативный материал мы должны увязывать с действующими

нормами, регулирующими процедуру исполнительного производства, т.е.

статьями КоАП, содержащимися в разделе V КоАП, поскольку они являются

определяющими в определении процедур исполнительной части производства по

делам об административных правонарушениях.

Поэтому предлагаемое учебное пособие привязано к тексту Кодекса Украины об

административных правонарушениях, но с использованием нового нормативного

материала. Представляется, что оно будет полезным для студентов, изучающих

курс "Административное право" и спецкурсы по кафедрам административного и

финансового права, морского и таможенного права, а также для работников

таможенной службы, сотрудников юридической службы морских структур,

сотрудников Министерства юстиции, в первую очередь, сотрудников

Государственной исполнительной службы, а также для всех лиц, интересующихся

вопросами правовой ответственности и механизмом ее реализации.

Учитывая, что раздел V, с момента принятия Кодекса, претерпел серьезные

изменения и ныне отличается от последнего официального издания (К.: Вид-во

ЮРIНКОМ Iнтер, 1997), пособие изложено в виде комментария к статьям

раздела V, с изложением текста статей по состоянию на 1 апреля 1999 г.

Раздел V

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий

Глава 25
Основные положения

Статья 298. Обязательность постановления о наложении

административного взыскания

Постановление о наложении административного взыскания обязательно для

исполнения государственными и общественными органами, предприятиями,

учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий -

заключительный этап привлечения к административной ответственности. От

того, как последовательно реализовано постановление об административном

взыскании, насколько дело доведено до завершения, во многом зависит уровень

эффективности борьбы с административными правонарушениями, их

предупреждения, результативность воспитания граждан в духе точного и

неуклонного соблюдения законов и правил.

Административные взыскания выполняют свою социальную функцию лишь тогда,

когда они исполнены (приведены в исполнение), а нарушитель претерпел тем

самым установленные в нем правоограничения и неудобства. Если же

постановление о взыскании не выполнено или реализовано частично, то

результативность его не ощущается. Поэтому эффективность налагаемых

административных взысканий непосредственно обусловлена уровнем их

реализации.

Необходимым условием исполнения постановления о наложении административного

взыскания является вступление его в законную силу. Это означает, что

постановление подлежит реализации. В случаях обжалования или опротестования

постановления его исполнение приостанавливается на определенное время, а

затем возобновляется, если жалоба или протест остались без удовлетворения.

Следовательно, постановление о наложении административного взыскания

обладает особой силой, так как обязательно для исполнения как определенными

государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями,

организациями, должностными лицами, так и гражданами.

Обязательность вступившего в силу постановления о наложении

административного взыскания означает, что оно приобрело силу закона и так

же обязательно к исполнению, как и требования закона.

Постановление охватывает не только деятельность полномочных государственных

органов (должностных лиц), но и поведение самого нарушителя, совершаемое

согласно предписаниям этого акта. Но при этом действия юридических и

физических лиц, в связи с исполнением постановления, вступившего в

законную силу, различны. Лицо, привлеченное к административной

ответственности, должно выполнить те или иные обязанности, возложенные на

него постановлением (уплатить, например, наложенный штраф не позднее

пятнадцати дней со дня вручения ему постановления). Уклонение от

добровольного выполнения постановления о наложении административного

взыскания приводит к необходимости применения в отношении нарушителя

принудительных мер воздействия. Орган, уполномоченный произвести

принудительные меры воздействия, своевременно и точно совершает в связи с

этим ряд действий, установленных Кодексом и другими нормативными актами,

оформляет необходимые документы, направляет их по принадлежности. Все

иные юридические и физические лица, причастные к своевременному и точному

исполнению постановления (администрация предприятий, учреждений и

организаций, банковские учреждения, торговые организации и т.д.),

обязаны содействовать органам, исполняющим постановление, в его реализации.

Орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении

административного взыскания, призван осуществлять контроль за правильной и

своевременной реализацией этого акта, разрешать вопросы, связанные с его

исполнением. При наличии оснований прокурор обязан опротестовать

постановление о наложении административного взыскания.

Статья 299. Обращение постановления к исполнению

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с

момента его вынесения, если иное не установлено законодательством Союза

ССР, настоящим Кодексом и иными актами законодательства Украинской ССР.

При обжаловании или опротестовании постановления о наложении

административного взыскания постановление подлежит исполнению после

оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением

постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в

случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного

правонарушения.

Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа

подлежит принудительному исполнению по истечении срока, установленного ч. 1

ст. 307 настоящего Кодекса.

Постановление о наложении административного взыскания обращается к

исполнению органом (должностным лицом), вынесшим постановление.

Правила, содержащиеся в статье, регулируют начальную стадию практической

реализации постановлений о наложении административных взысканий - обращение

этих актов к исполнению.

Главным в них является то, что постановление о наложении административного

взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), который

вынес это постановление: административной комиссией, органом внутренних дел

(милицией), органом государственного пожарного надзора и т.д., система

которых закреплена в разделе III Кодекса.

Вынесенное уполномоченным на то органом (должностным лицом) постановление о

наложении административного взыскания должно исполняться с момента его

принятия, если не действует иное правило, установленное законодательством

Украины. Постановление о наложении административного взыскания объявляется

немедленно по окончании дела. Копия постановления в течение трех дней

вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано совершить те

или иные действия, возложенные на него постановлением (уплатить штраф,

передать соответствующему органу возмездно изъятый предмет, явившийся

орудием совершения или непосредственным объектом административного

правонарушения, сдать водительское удостоверение в связи с лишением права

управления транспортным средством и т.д.). Если нарушитель отказывается

добровольно выполнить вынесенное в отношении него постановление, оно

исполняется в принудительном порядке. Например, постановление о наложении

административного взыскания в виде штрафа подлежит принудительному

исполнению по истечении пятнадцати дней со дня вручения лицу, привлеченному

к ответственности, данного постановления.

Если же постановление о наложении административного взыскания опротестовано

прокурором или обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, либо

потерпевшим, оно исполняется после оставления протеста или жалобы без

удовлетворения. Исключение касается лишь постановления о применении меры

взыскания в виде предупреждения (ст. 26 КоАП), а также в тех случаях, когда

штраф налагается и взимается на месте совершения административного

проступка ст. 258 КоАП). Они исполняются немедленно независимо от того,

будут ли впоследствии обжалованы или опротестованы.

Статья 300. Порядок исполнения постановления о наложении

административного взыскания

Постановление о наложении административного взыскания приводится в

исполнение уполномоченным на то органом в порядке, установленном

законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иными актами

законодательства Украинской ССР.

Постановление об административном аресте приводится в

исполнение органом внутренних дел в порядке, установленном

законодательством СССР.

В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных

взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в

исполнение самостоятельно.

Содержание статьи закрепляет общий порядок исполнения постановления о

наложении административного взыскания. Его особенность состоит в том, что

постановление о наложении административного взыскания приводится в

исполнение уполномоченным на то органом в порядке, установленном

законодательством Украины.

Обращается к исполнению постановление о наложении административного

взыскания тем органом (должностным лицом), который его вынес. В последующем

постановление обязан исполнить тот орган, который уполномочен на то

соответствующими актами законодательства и в закрепленном ими порядке.

В настоящее время многие аспекты порядка исполнения постановления о

наложении административного взыскания регулируются Законом Украины "Об

исполнительном производстве" от 21 апреля 1999 г. Он определяет условия и

порядок исполнения решений судов и других органов (должностных лиц), в

соответствии с законом подлежащих принудительному исполнению в случае

неисполнения их в добровольном порядке.

Исполнительное производство - это совокупность действий органов и

должностных лиц, указанных в Законе, направленных на принудительное

исполнение решений судов и других органов (должностных лиц).

Принудительное исполнение решений в Украине возлагается на Государственную

исполнительную службу, входящую в систему органов Министерства юстиции

Украины.

В соответствии с Законом Украины "О государственной исполнительной службе"

принудительное исполнение решений осуществляют государственные исполнители

районных, городских (городов областного значения), районных в городах

отделов государственной исполнительной службы (далее - государственные

исполнители).

Другие органы, организации и должностные лица осуществляют исполнительные

действия в случаях, предусмотренных этим Законом, в том числе в

соответствии со ст. 6 этого Закона по требованию или по поручению

государственного исполнителя.

В частности, подлежат исполнению:

1) постановления судов в части имущественных взысканий по делам об

административных правонарушениях;

2) постановления, вынесенные органами (должностными лицами),

уполномоченными законом рассматривать дела об административных

правонарушениях в случаях, предусмотренных законом.

Мерами принудительного исполнения решений являются:

1) обращение взыскания на имущество должника;

2) обращение взыскания на заработную плату (заработок), доходы, пенсию,

стипендию должника;

3) взимание у должника и передача взыскателю определенных предметов,

указанных в решении;

4) другие меры, предусмотренные решением.

Государственный исполнитель обязан принимать меры принудительного

исполнения решений, установленных комментируемым Законом, непредвзято,

своевременно и полно совершать исполнительные действия.

Государственный исполнитель:

- осуществляет необходимые меры по своевременному и полному исполнению

решения, указанного в документе на принудительное исполнение решения (далее

- исполнительный документ);

- предоставляет сторонам исполнительного производства и их представителям

возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства;

- рассматривает заявления сторон и других участников исполнительного

производства и их ходатайства;

- заявляет в установленном порядке о самоотводе при наличии обстоятельств,

предусмотренных комментируемым Законом;

- разъясняет сторонам их права и обязанности.

Государственный исполнитель при осуществлении исполнительного производства

имеет право:

- получать необходимые для проведения исполнительных действий объяснения,

справки, другую информацию;

- осуществлять проверку исполнения юридическими лицами решений относительно

работающих у них должников;

- входить в помещения и хранилища, принадлежащие должникам или занятые ими,

проводить осмотр указанных помещений и хранилищ, при необходимости

принудительно открывать их в установленном порядке, опечатывать эти

помещения и хранилища;

- накладывать арест на имущество должника, изымать, передавать такое

имущество на хранение и реализовывать его в порядке, установленном

законодательством;

- накладывать арест на денежные средства и другие ценности должника, в том

числе на средства, находящиеся на счетах и вкладах в учреждениях, на счета

в ценных бумагах;

- использовать, с согласия владельца, нежилые помещения, находящиеся в

коммунальной собственности, и другие помещения - для временного хранения

изъятого имущества, а также транспорт взыскателя или должника для перевозки

имущества;

- обращаться в орган, выдавший исполнительный документ, за разъяснением

решения, возбуждать ходатайство об изменениях порядка и способов

исполнения, отсрочки и рассрочки исполнения решения;

- обращаться в суд с представлением о розыске должника или ребенка;

- вызывать граждан и должностных лиц по поводу исполнительных документов,

находящихся в исполнительном производстве;

- привлекать к проведению исполнительных действий понятых, других лиц в

установленном порядке, а также экспертов, специалистов, в том числе для

оценки имущества;

- накладывать взыскания в виде штрафа на граждан и должностных лиц в

случаях, предусмотренных законом;

- осуществлять другие полномочия, предусмотренные комментируемым и другими

законами.

Особо регулируется порядок исполнения постановления об административном

аресте, так как этот вид административного взыскания устанавливается и

применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды

административных правонарушений. Порядок исполнения постановления об

административном аресте определяется исключительно законодательством

Украины. Приводится в исполнение это постановление органом внутренних дел.

Если возникла ситуация, характеризующаяся тем, что в отношении одного лица

вынесено два и более постановлений о наложении административных взысканий,

каждое из них приводится в исполнение самостоятельно, в порядке, который

для этого определен.

Статья 301. Отсрочка исполнения постановления о наложении

административного взыскания

Если немедленное исполнение постановления о наложении административного

взыскания в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа

(за исключением взыскания штрафа на месте совершения административного

правонарушения) невозможно, орган (должностное лицо), вынесший

постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного

месяца.

По общему правилу постановление о наложении административного взыскания

подлежит исполнению с момента вынесения. Однако в практике не единичны

случаи, когда постановление о наложении административного взыскания

(административного ареста, исправительных работ, штрафа) не может быть

исполнено немедленно по уважительным причинам. Тогда допустима отсрочка

исполнения, т.е. отложение его реализации на определенный срок.

Отсрочку исполнения постановления надо рассматривать как исключение из

общего правила. Она возможна, например, в связи с тяжелой болезнью лица,

привлеченного к ответственности, если этот факт подтвержден справкой

лечебного учреждения. Допустима отсрочка в связи со сложными семейными

обстоятельствами или по другим серьезным причинам, которые действительно

препятствуют безотлагательной реализации постановления.

Характерно, что отсрочка распространяется на постановление о наложении

административного взыскания в виде административного ареста, исправительных

работ, штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения

административного правонарушения). Следовательно, если постановлением

наложено иное административное взыскание (предупреждение, возмездное

изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения, лишение

специального права, предоставленного данному гражданину), отсрочка

исполнения запрещается.

Ходатайство об отсрочке исполнения постановления рассматривается и

разрешается органом (должностным лицом), вынесшим постановление о наложении

административного взыскания. Перечень лиц, которые могут обращаться с

ходатайством об отсрочке, статья не определяет. Практика свидетельствует,

что в орган, к должностному лицу с ходатайством об отсрочке обычно

обращается лицо, подвергшееся взысканию. Однако не исключено обращение

также близких родственников нарушителя, трудового коллектива, органа

общественной самодеятельности.

Орган, вынесший постановление об административном взыскании, вправе

отсрочить его исполнение по собственной инициативе. Исполнение

постановления об административном взыскании может быть отсрочено на период

до одного месяца.

Статья 302. Прекращение исполнения постановления о

наложении административного взыскания

При наличии обстоятельств, указанных в пунктах 5, 6 и 9 ст. 247 настоящего

Кодекса, орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении

взыскания, прекращает его исполнение.

В практике возникают такие обстоятельства, при которых производство по делу

об административном правонарушении проводится не должно, а если

постановление о наложении административного взыскания все же было вынесено,

его исполнение необходимо прекратить.

В статье закреплен перечень трех обстоятельств, которые безусловно

исключают возможность начала или дальнейшего движения производства по делу

и служат основаниями для прекращения исполнения постановления об

административном взыскании, если оно вынесено. К таким обстоятельствам

относится прежде всего издание акта амнистии при условии, что он устраняет

применение административного взыскания. Принятие актов об амнистии

относится к компетенции Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины

правомочна издать акты об амнистии граждан, осужденных судами Украины.

Исполнение постановления о наложении административного взыскания также

прекращается, если акт, установивший административную ответственность за

данный проступок, отменен. Отмена административной ответственности за

определенное правонарушение производится актом того же органа, который эту

ответственность в свое время установил. В соответствии с п. 22 ст. 92

Конституции Украины перечень деяний, которые признаются административными

правонарушениями, может устанавливаться ныне только законами Украины.

Прекращение исполнения постановления о наложении административного

взыскания осуществляется на основе решения органа (должностного лица),

который его вынес. Решение направляется органу, уполномоченному исполнять

постановление о взыскании, а также иным органам (должностным лицам),

участвующим в его реализации.

Статья 303. Давность исполнения постановлений о наложении

административных взысканий

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного

взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со

дня вынесения. В случае приостановления исполнения постановления в

соответствии со ст. 291 настоящего Кодекса течение давностного срока

приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста. В случае отсрочки

исполнения постановления в соответствии со ст. 301 настоящего Кодекса

течение давностного срока приостанавливается до истечения срока отсрочки.

Законодательством Союза ССР и Украинской ССР могут быть установлены и иные,

более длительные сроки для исполнения постановлений по делам об отдельных

видах административных правонарушений.

В соответствии с Таможенным кодексом СССР предметы контрабанды, а также

перевозочные и другие средства, предназначенные для перемещения предметов

контрабанды через государственную границу СССР или их сокрытие, подлежат

конфискации независимо от времени их обнаружения.

Вынесенное полномочным органом, должностным лицом постановление о наложении

административного взыскания должно быть реализовано в сравнительно сжатые

сроки. Иначе будет утрачена оперативность в применении административного

воздействия, что несомненно отразится на его эффективности, снизит

воспитательное и предупредительное значение борьбы с административными

проступками.

В связи с этим в статье определена давность исполнения постановлений о

наложении административных взысканий. Практике известны многочисленные

случаи, когда постановления о наложении административных взысканий,

особенно в виде штрафа, не реализовывались по истечении давности

исполнения. Зачастую пропуск срока давности исполнения вызван халатным

отношением отдельных работников к своим служебным обязанностям, отсутствием

действенного контроля за реализацией постановлений.

Под давностью исполнения понимается истечение с момента обращения

постановления к реализации установленного в законе срока, после которого

исключаются дальнейшие действия исполнительного характера. Установление

давности дисциплинирует органы (должностных лиц), уполномоченных исполнять

постановления, повышает их ответственность за правильную, своевременную и

полную реализацию этого акта.

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с

момента его вынесения, если иное не установлено законодательством Украины.

Оно обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшим этот

правоприменительный акт. Так, если административная комиссия вынесла

постановление о наложении на виновного взыскания в виде штрафа, она обязана

немедленно по окончании рассмотрения дела объявить его содержание. Копия

постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в

отношении которого оно вынесено. Постановление о наложении штрафа подлежит

исполнению по истечении 15 дней со дня его вручения нарушителю.

Если же постановление о наложении административного взыскания не было

обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения, оно вообще

не подлежит исполнению

Из приведенного общего правила о трехмесячном сроке давности сделано

несколько исключений. Так, в случае приостановления постановления в связи с

подачей жалобы или принесением протеста приостанавливается и течение

давностного срока до их рассмотрения. Приостанавливается течение

давностного срока и при отсрочке исполнения постановления до истечения

срока этой отсрочки (она допускается, если немедленная реализация

постановления невозможна). Давность исполнения не установлена для

постановления о конфискации в соответствии с Таможенным кодексом Украины

предметов контрабанды, а также перевозочных средств, предназначенных для

перемещения предметов через государственную границу.

Не исключено установление законодательством Украины более длительных

административных правонарушений.

Статья 304. Разрешение вопросов, связанных с исполнением

постановления

Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложении

административного взыскания, разрешаются органом (должностным лицом),

вынесшим постановление.

Уже отмечалось, что Закон Украины "Об исполнительном производстве"

детализировал многие стороны стадии исполнения постановлений о наложении

административных взысканий. В частности, глава 3 Закона регламентирует

процедуру открытия исполнительного производства. Именно при открытии этого

производства появляется необходимость решения тех или иных вопросов,

связанных с последующим исполнением. Учитывая, что основная нагрузка по

исполнительному производству ныне возлагается на государственного

исполнителя, отметим, что он открывает исполнительное производство:

1) по заявлению взыскателя или его представителя о принудительном

исполнении решения, указанного в ст. 3 Закона, на основании исполнительного

документа;

2) по заявлению прокурора в случаях представительства интересов гражданина

или государства в суде;

3) в других предусмотренных законом случаях.

В исполнительном документе должны быть указаны:

1) название документа, дата выдачи и наименование органа, должностного

лица, выдавших документ;

2) дата и номер решения, по которому выдан исполнительный документ;

3) наименование взыскателя и должника, их адреса, дата и место рождения

должника и его место работы (для граждан), номер счетов в кредитных

учреждениях (для юридических лиц);

4) резолютивная часть решения;

5) дата вступления в силу решения;

6) срок предъявления исполнительного документа к исполнению.

Исполнительный документ должен быть подписан уполномоченным должностным

лицом и скреплен печатью.

Законом могут быть установлены также иные требования к исполнительным

документам.

Исполнительные действия производятся государственным исполнителем по месту

жительства, работы должника либо по местонахождению его имущества. Если

должник является юридическим лицом, то исполнение производится по

местонахождению его постоянно действующего органа или имущества.

Исполнение решения, которое обязывает должника совершить определенные

действия, производится государственным исполнителем по месту осуществления

таких действий.

Если в процессе исполнительного производства изменились место жительства

или местонахождение должника, место его работы или выяснилось, что

имущество должника, на которое можно обратить взыскание, отсутствует либо

его недостаточно, государственный исполнитель безотлагательно составляет об

этом акт и не позднее следующего дня направляет исполнительный документ

вместе с копией данного акта в отдел Государственной исполнительной службы

по новому месту жительства должника, месту его работы или месту нахождения

имущества должника, о чем одновременно уведомляет взыскателя и орган,

выдавший исполнительный документ.

Если проволочка совершения исполнительных действий создает угрозу

неисполнения решения, государственный исполнитель имеет право совершать

исполнительные действия на его функции либо передать исполнительный

документ соответствующему подразделению Государственной исполнительной

службы в порядке, установленном Министерством юстиции Украины.

В ходе исполнения постановления о наложении административного взыскания не

исключено возникновение вопросов, которые связаны с этим этапом. Речь идет

об отдельных неточностях, получивших отражение в постановлении, неясностях

для нарушителя и других участников производства, о необходимости четче

определить в постановлении некоторые детали, устранить незначительные

противоречия или ошибки в тексте постановления и т.п. Разрешаются вопросы,

связанные с исполнением постановления о наложении административного

взыскания, органом (должностным лицом), который вынес этот акт.

Статьей не регулируется сам порядок разрешения вопросов. Исходя из

сложившейся практики, надо придерживаться тех основных правил, которые

определяют порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

С заявлением о разрешении того или иного вопроса, связанного с исполнением

постановления, вправе обратиться лицо, подвергнутое взысканию, или

потерпевший. Ходатайство об этом может поступить и от органа,

уполномоченного исполнить постановление. Коллегиальный орган рассматривает

обращение на очередном заседании открыто, с соблюдением требований

ст.ст.216 и 249 Кодекса.

Должностное лицо, обязанное разрешить вопрос, связанный с исполнением

постановления, рассматривает его безотлагательно. При рассмотрении и

разрешении поднятого вопроса участвует заявитель, а если это делается

по ходатайству органа, исполняющего постановление, то его представитель.

Допускается приглашение и других лиц, мнение которых необходимо выяснить

для объективного разрешения вопроса, связанного с исполнением

постановления.

Статья 305. Контроль за исполнением постановления о

наложении административного взыскания

Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о

наложении административного взыскания осуществляется органом (должностным

лицом), вынесшим постановление.

Результативная реализация постановлений о наложении административных

взысканий, весьма важная для усиления эффективности административной

ответственности, во многом зависит от уровня обеспечения контроля за

правильным и своевременным выполнением этих постановлений.

Контролировать правильность и своевременность исполнения постановления о

наложении административного взыскания обязан орган (должностное лицо),

вынесший постановление. Например, постановление о наложении штрафа принято

административной комиссией. Следовательно, она и призвана добиваться

законными средствами, чтобы штраф был своевременно уплачен нарушителем.

Если же он этого не сделал, то комиссия принимает все зависящие от нее меры

для удержания суммы штрафа в принудительном порядке.

В этом случае вступает в силу Закон Украины "Об исключительном

производстве", глава IV которого определяет порядок и условия осуществления

исполнительного производства. Согласно ст. 30 этого Закона государственный

исполнитель, начиная исполнять решение, должен удостовериться, получена ли

должником копия постановления об открытии исполнительного производства и

осуществлены ли им действия, направленные на добровольное исполнение

решения в установленный постановлением срок в соответствии со ст. 24

комментируемого Закона.

Постановление об открытии исполнительного производства считается врученным

должнику по адресу, указанному в исполнительном документе, при условиях,

предусмотренных для вручения судебных повесток.

В случае добровольного полного или частичного исполнения решения должником

государственный исполнитель составляет об этом акт, который подписывается

взыскателем и должником.

Если должник в установленный срок добровольно не исполнил решение полностью

или частично, государственный исполнитель безотлагательно начинает его

принудительное исполнение в пределах срока, предусмотренного ст. 25

комментируемого Закона.

Контроль за исполнением постановления о наложении административного

взыскания со стороны органа (должностного лица), вынесшего постановление,

производится посредством проверок и ведения документации, отражающей ход

реализации. Проверяется, ознакомлен ли нарушитель с содержанием

постановления, своевременно ли вручена ему копия этого акта, направлено ли

постановление органу, уполномоченному непосредственно его исполнить.

Необходимо учитывать факторы, временно задерживающие реализацию

постановления, как, например, появление жалобы или протеста, а также

обстоятельства, вызывающие прекращение исполнения. Если постановление

полностью выполнено, необходимо зафиксировать это в соответствующих

документах. В случае возникновения препятствий правильному и своевременному

исполнению постановления орган (должностное лицо), вынесший его, обязан

принять все законные и обоснованные меры к их устранению.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconЦуканова Ольга Анатольевна математические методы моделирования экономических...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика». Учебное пособие также может...

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconУчебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних»
Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconУчебное пособие для самостоятельной работы
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов уголовно-правовой специализации, а так же аспирантов, преподавателей, практикующих работников...

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2010 ббк 67. 400. 7 П 69
Практический опыт и технологии деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Учебное пособие / Под ред. Г. Л. Бардиер...

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconУчебное пособие составлено на базе обобщенного научного и учебного...
Семейное право: учебное пособие / Н. П. Ростовская; под ред. Л. А. Ковалевой. – Челябинск: Изд-во юурГУ, 2008. – 38 с

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconУчебное пособие для врачей
Учебное пособие предназначено для интернов, ординаторов и врачей, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования,...

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconУчебное пособие Москва 2008
Юдин В. П. Профсоюзная работа в школе. Учебное пособие. Москва, Издательство мгоу, 2008. 126 с

Учебное пособие Одесса ао бахва 1999 iconУчебное пособие 7,8 1,5 Давыдова Е. Л. Крюкова Н. И., Костюк М. Ф.,...
Основы частноправового регулирования экономических отношений в Российской Федерации: учебное пособие / под ред проф. В. П. Серегина....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск