Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав







Скачать 376.38 Kb.
НазваниеДрагоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав
страница1/3
Дата публикации22.08.2016
Размер376.38 Kb.
ТипАвтореферат
p.120-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Шнигер Дмитрий Олегович

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ

КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ


Специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2013

Диссертация выполнена в Федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации».



Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации Масевич Маргарита Генриховна



Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор,

и.о. начальника кафедры гражданского права

Московского университета МВД России,

заслуженный юрист Российской Федерации

Гандилов Тофик Миртагиевич





кандидат юридических наук, доцент

кафедры гражданского и семейного права

Московского государственного юридического

университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Сойфер Татьяна Владимировна



Ведущая организация:

Российский университет дружбы народов







Защита диссертации состоится 9 декабря 2013 г. в 11:00 на заседании диссертационного совета Д 503.001.01 при Федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» по адресу: ул. Б. Черемушкинская, д. 34, Москва, 117218.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации».
Автореферат разослан ________________________.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат юридических наук

М.А. Цирина

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В 2011 году в Российской Федерации было добыто более 200 тонн золота, что составляет около 8% мировой добычи данного металла и выводит Россию на четвертое место в рейтинге золотодобывающих государств1. Также в России было добыто 17,8 млн каратов алмазов ювелирного качества – это 25% мировой добычи и второе место по добыче алмазов в мире2.

Потребность в специальной регламентации оборота драгоценных камней, металлов и изделий из них обусловливается интенсивностью этого оборота, а также характером данных объектов прав – их редкостью в природе, высокой стоимостью, легкостью подделки, что требует принятия нормотворческих мер, направленных на обеспечение хозяйственного использования ценностей, защиту потребителей драгоценных изделий от обмана, предотвращение использования ценностей в легализации нажитых преступным путем денежных средств.

Спецификой российского рынка драгоценных камней и металлов являются властные преимущества, которые сохранило за собой государство с целью создания гарантированного источника дохода бюджета от продажи ценностей государственных фондов драгоценных металлов и камней. Привилегированное положение государства должно иметь четкие правовые границы, не допускающие необоснованного ущемления законных интересов других участников рынка.

У российского законодательства о драгоценных камнях и металлах сложная история развития, которая на протяжении последнего века имела разнонаправленные тенденции: от установления и укрепления абсолютной государственной валютной монополии на драгоценные камни и металлы до либерализации сферы обращения драгоценностей и построения ее на основе конкурентного, полисубъектного, инвестиционно привлекательного рынка.

Однако Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»3 (далее – Закон о драгоценных металлах и камнях), который был призван стать основой новых рыночных отношений в сфере оборота драгоценностей, не решил поставленную задачу. Разработанный исходя из советской системы отнесения драгоценных камней и металлов к валютным ценностям, по мнению участников рынка, данный закон устарел еще до его принятия1.

В частности, установлено множество спорных с точки зрения обоснованности ограничений прав частных лиц; закон нельзя назвать актом прямого действия, поскольку он предполагает принятие более 40 подзаконных нормативных правовых актов. Предусмотренные Законом о драгоценных металлах и камнях механизмы, в частности, механизм пополнения государственных фондов драгоценных металлов и камней, противоречивы, неполны и на практике не реализуются.

Иными словами, драгоценные камни и металлы являются ограниченными в обороте объектами гражданских прав, при этом природа данных ограничений, их обоснованность, а также форма, в которой эти ограничения предусмотрены законодательством, не выступали предметом комплексного изучения.

Изложенное свидетельствует об актуальности исследования, посвященного драгоценным камням и металлам как объектам гражданских прав, и о необходимости выявления направлений совершенствования законодательства, регулирующего оборот указанных видов ценностей.

Степень разработанности темы. В юридической литературе проблемам оборота драгоценных камней и металлов уделяется недостаточно внимания. Большинство специальных исследований посвящено уголовно-правовым и криминалистическим аспектам незаконного оборота драгоценностей. В исследованиях гражданско-правового характера акцент делался на драгоценные металлы, регулирование оборота которых рассмотрено четырьмя диссертантами:  С.И. Поповой2, А.Ю. Федоровым3, М.А. Зинковским4 и  С.А. Ребровским5. Некоторые вопросы правового регулирования оборота драгоценных камней рассматриваются лишь в диссертации Р.М. Олимовой6. Издано два практических пособия по законодательству о драгоценных камнях7; имеются и иные работы, где затрагиваются отдельные вопросы регулирования оборота драгоценностей. Таким образом, комплексное гражданско-правовое исследование, посвященное как драгоценным камням, так и драгоценным металлам, включая их банковский и внебанковский оборот, до настоящего времени не проводилось.

Целью настоящей работы является определение направлений совершенствования законодательства о драгоценных камнях и металлах исходя из необходимости установления баланса публичных и частных интересов, защиты частных лиц от злоупотреблений со стороны органов государственной власти и уполномоченных ими учреждений, устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании, повышения его прозрачности, усиления законности в сфере оборота драгоценных камней и металлов.

Названная цель достигается путем решения следующих основных задач:

1. Анализ, оценка и выявление необходимости совершенствования правовых понятий, образующих институт драгоценных камней и металлов.

2. Изучение истории правового регулирования отношений, связанных с добычей драгоценных камней и металлов, владением, пользованием и распоряжением ими.

3. Определение правового режима драгоценных камней и металлов до, в процессе и после добычи их из недр, в частности выявление ограничений и обременений права собственности на данные виды ценностей.

4. Характеристика оснований возникновения и прекращения права собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы.

5. Анализ российских и зарубежных нормативных правовых актов, регулирующих оборот различных состояний и видов драгоценных камней и металлов, а также соответствующей правоприменительной практики.

Научная новизна исследования. Настоящая работа является первым гражданско-правовым исследованием, посвященным характеристике драгоценных камней и металлов как объектов гражданских прав на всех стадиях внутреннего оборота: в качестве ресурсов недр, минерального сырья до и в процессе переработки, при изготовлении изделий, при совершении сделок на потребительском рынке, в качестве вторичного сырья. Ряд вопросов, освещенных в настоящей работе, в юридической литературе не исследовался: в частности, о понятии драгоценных камней, о порядке формирования государственных фондов драгоценных металлов и камней и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в настоящей работе положения и выводы могут быть использованы для корректировки нормативных правовых актов, посвященных драгоценным камням и драгоценным металлам, а также в правоприменительной деятельности – для толкования соответствующих норм права, разработки внутренних документов участниками рынка драгоценных камней и металлов, в частности банками. Содержащиеся в диссертации положения могут стать основой для концепции развития законодательства о драгоценных камнях и металлах, в разработке которой ощущается насущная потребность.

Методология и методы исследования. Среди общелогических методов, примененных при написании настоящей работы, следует отметить системный метод. Гражданско-правовая характеристика драгоценных камней и металлов как объектов имущественных прав приводится с учетом установленных административным правом ограничений, обременений и процедур, а также уголовно-правовой охраны оборота драгоценностей. Имея в виду предупреждение Е.В. Васьковского о том, что в цивилистическом исследовании «вторжение в область полицейского права» может быть проявлением «неспособности даже к поверхностному юридическому анализу»1, следует признать, что именно административно-правовые по своей природе предписания формируют основу режима драгоценных камней и металлов как объектов гражданских прав. Из частно-правовых методов исследования особое значение для настоящей работы имеет сравнительно-правовой, в частности историко-правовой метод: значение многих норм может быть верно истолковано только исходя из истории развития правового института драгоценных камней и металлов.

Теоретическую основу исследования составляют труды дореволюционных, советских и современных авторов, в том числе: М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, Г.С. Башмакова, С.Н. Братуся, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, С.Б. Варламовой, Д.М. Генкина, Л.Г. Ефимовой, О.С. Иоффе, А.В. Карасса, Л.А. Кассо, И.Б. Новицкого, А.И. Перчика, Е.А. Суханова, О.И. Терентьевой, В. Удинцева, П.М. Ходырева, Б.Б. Черепахина, Г.Ф. Шершеневича, А. Штофа и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Закон о драгоценных металлах и камнях определяет драгоценные камни простейшим способом – через перечисление наименований: природные алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, александриты, жемчуг; к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования.

Подобное определение не содержит существенных признаков определяемого понятия: в силу своей красоты, долговечности и редкости в природе драгоценные камни обладают высокой стоимостью и используются для изготовления предметов роскоши – ювелирных украшений.

Существующее определение приводит к тому, что в перечень драгоценных камней и, соответственно, сферу специального регулирования, осуществляемого нормами Закона о драгоценных металлах и камнях, включаются камни производственно-технического назначения, которые в силу своего низкого качества действительной ценностью не обладают, а также коллекционные минералы, которые являются объектом отношений, не отличающихся юридически значимой спецификой.

В свою очередь, камни, которые при высоком качестве в мировом торговом обороте считаются драгоценными и стоимость которых в отдельных случаях может превышать стоимость рубинов, сапфиров и изумрудов (турмалины, топазы, танзаниты и др.1), в России в сферу специального правового регулирования не включены, поскольку в качестве драгоценных в законе не поименованы.

В связи с этим предлагается изложить определение драгоценных камней в следующей редакции: «Драгоценные камни – это природные алмазы (кроме алмазов производственно-технического назначения), а также другие минералы, которые добываются, обрабатываются и используются в целях изготовления ювелирных изделий. Перечень наименований указанных минералов определяется Правительством Российской Федерации. К драгоценным камням приравниваются природный жемчуг и уникальные янтарные образования». При этом названный перечень должен быть приближен к одной из международных коммерческих классификаций.

Правовой режим драгоценных камней следует дифференцировать в зависимости от их наименования2, страны происхождения3, а не только состояния (обработанное и необработанное) и вида (уникальные и обыкновенные камни), как это предусмотрено действующим законодательством.

Что касается драгоценных металлов, то их определение в Законе о драгоценных металлах и камнях как золота, серебра, платины, палладия, родия, иридия, рутения и осмия не вызывает замечаний. При этом драгоценные металлы могут рассматриваться как объекты гражданских прав только в контексте определенного состояния (минеральное сырье, аффинированный металл) и вида (самородок, слиток, прокат, монета и т.п.), причем каждое состояние и вид характеризуются специфичным правовым режимом.

2. Характеризуя отношения собственности на драгоценные камни и металлы, следует принимать во внимание, что согласно Закону Российской Федерации от 21 февраля 1995 г. № 2395-1 «О недрах»4 (далее – Закон о недрах) и недра, и содержащиеся в них ресурсы, в том числе драгоценные камни и металлы, являются исключительной государственной собственностью.

Представляется, что норма об исключительной государственной собственности является выражением закрепленной в законодательстве о недрах концепции народного достояния и служит цели обоснования права государства распоряжаться ресурсами недр, в том числе посредством лицензионно-разрешительной системы. Право собственности на залегающие в недрах драгоценные камни и металлы не является правом собственности в классическом цивилистическом понимании.

Вместе с тем отношения собственности на недра и их ресурсы могут быть рассмотрены и с позиций гражданского права, если признать драгоценные камни и металлы (как и другие георесурсы) составными частями сложной вещи (недр), а также на законодательном уровне провести разграничение государственной собственности, предусмотрев, что недра и их ресурсы принадлежат Российской Федерации, за исключением участков недр местного значения и их ресурсов, которые принадлежат субъектам Российской Федерации.

3. Добычу драгоценных камней и металлов следует признать первоначальным по критерию преемства основанием возникновения права собственности на них у недропользователей, предусмотренным Законом о драгоценных металлах и камнях.

Несмотря на то, что Закон о недрах не ограничивает право физических лиц осуществлять недропользование, Закон о драгоценных металлах и камнях запрещает индивидуальную старательскую добычу. Следовательно, право собственности на драгоценные камни и металлы вследствие их добычи может возникнуть только у юридического лица или публично-правового образования. Подобное регулирование выводит драгоценные камни и металлы, добытые индивидуальными старателями, в теневой оборот, что не соответствует интересам государства.

Вследствие этого в Законе о драгоценных металлах и драгоценных камнях представляется необходимым предусмотреть право физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, добывать россыпное золото, а также драгоценные камни (за исключением алмазов) на участках недр, в количественном и качественном отношении не являющихся объектом промышленной разработки.

4. Основным ограничением оборота драгоценных камней и металлов является преимущественное право покупки (в терминологии Закона о драгоценных металлах и камнях) государством указанных ценностей.

Однако рассматриваемое право не может рассматриваться как преимущественное право покупки в гражданско-правовом смысле. В гражданском праве преимущественное право не ограничивает собственника в выборе способа реализации права собственности, в то время как собственник драгоценных камней и металлов не может распорядиться ими каким-либо образом, в том числе не вправе использовать эти ценности в собственном производстве, не предложив их сначала государству для приобретения в соответствующий государственный фонд.

Следует также отметить, что подобное регулирование никак не соотносится с институтом закупок для государственных нужд (контрактной системой).

Исходя из изложенного необходимыми видятся следующие меры:

– исключить из Закона о драгоценных металлах и камнях нормы о преимущественном праве покупки драгоценных камней и металлов;

– регламентировать процедуру пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, предусмотрев, что: объектами закупки являются алмазы, золото, платина, палладий, уникальные драгоценные камни и уникальные самородки драгоценных металлов; закупка осуществляется путем проведения торгов на право заключения долгосрочного рамочного государственного контракта с субъектом, предложившим наибольший дисконт к рыночной цене на дату конкретной поставки; в исключительных случаях на субъектов добычи и производства может быть возложена обязанность заключить государственный контракт на поставку ценностей в государственный фонд.

5. Оборот драгоценных камней и драгоценных металлов ограничен множеством предписаний и запретов, содержащихся зачастую в подзаконных актах и характерных для периода отнесения данных объектов к валютным ценностям, а потому неактуальных1.

Нормативные правовые акты, регулирующие оборот драгоценных камней и драгоценных металлов, должны быть приведены в соответствие с общегражданским законодательством, допускающим ограничение гражданских прав только законом и только в той мере, в которой это необходимо для защиты конституционно значимых целей.

6. В отличие от зарубежных стран, во многих из которых специальное регулирование оборота драгоценных камней и металлов исчерпывается нормами о защите прав потребителей ювелирных и иных подобных изделий, в России права потребителя не обеспечены достаточной защитой. В частности, торговля ювелирными изделиями осуществляется в условиях сокрытия от потребителя сведений об облагораживании драгоценных камней.

Для устранения названной проблемы в законодательстве должны быть предусмотрены гарантии того, что приобретаемый гражданином камень действительно является драгоценным и соответствует той цене, по которой он предлагается к продаже: каждое ювелирное изделие со вставкой из драгоценного камня должно сопровождаться сертификатом на этот камень, в котором также должны раскрываться сведения об облагораживании, то есть о видах воздействия, которым подвергнут камень с целью улучшения его внешнего вида.

7. В связи с расширением практики заключения договоров обезличенного металлического счета (далее – ОМС) самостоятельным объектом гражданских прав зачастую считается драгоценный металл в обезличенной форме. Такой подход представляется неверным; объектом договора обезличенного металлического счета следует считать драгоценный металл в физической форме слитков или монет, а также денежные средства.

В целях корректного регулирования отношений, связанных с заключением и исполнением договора ОМС, последний следует считать самостоятельным видом договоров, не предусмотренным законом или иным правовым актом. Договор ОМС в зависимости от вида может быть определен следующим образом:

– по депозитному договору ОМС и договору ОМС «до востребования» клиент передает банку в собственность драгоценные металлы в определенном количестве либо уплачивает банку денежные средства в размере стоимости этих металлов, а банк обязуется учитывать на специальном счете количество переданных или оплаченных драгоценных металлов, в любое время передать клиенту драгоценные металлы в количестве, не превышающем остаток на счете, либо по выбору клиента уплатить последнему стоимость этих металлов или перевести их на другой ОМС, если меньший объем прав клиента не предусмотрен договором;

– по договору ОМС учета займа, выдаваемого в драгоценном металле, банк обязуется в любое время передать клиенту в собственность драгоценные металлы в количестве, не превышающем остаток на открытом клиенту специальном счете, а клиент обязуется в обусловленный договором срок вернуть банку драгоценные металлы в бóльшем обусловленном договором количестве либо уплатить банку денежные средства в размере стоимости этих металлов.

В законе необходимо предусмотреть гарантии прав владельцев ОМС, защищающие их от злоупотреблений со стороны банков путем ограничения срока совершения операций по ОМС и установления ответственности банков за их нарушение.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconДрагоценные металлы и драгоценные камни как объекты гражданского...
Охватываются понятием «драгоценные камни», они имеют разный правовой режим

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconВыбранной мной работы весьма актуальна. Это связано с тем, что успех...
...

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconПрограмма научно-практического (исследовательского) семинара «Объекты...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный нис, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconПеречень вопросов к государственному экзамену по гражданскому праву,...
Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как объекты гражданских прав

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconПонятие и особенности правового режима жизни, здоровья телесной (физической)...
...

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconПонятие и особенности правового режима жизни, здоровья телесной (физической)...
...

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconЛекарственные средства как объекты исключительных прав
Охватываются понятием «интеллектуальная собственность», но, как и единая технология в целом, может быть отнесена к разряду новшеств,...

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconПрава человека как отрасль международного права. Источники международного права прав человека
Жизнь, свобода, достоинство личности, личная неприкосновенность как объекты естественных прав человека

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconПримерный перечень вопросов для подготовки к сдаче междисциплинарного...
Понятие и принципы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей, злоупотребление правом. Форма и способы защиты гражданских...

Драгоценные камни и драгоценные металлы как объекты гражданских прав iconПо программе «Право интеллектуальной собственности» 2-е вопросы: актуальные проблемы
Понятие, признаки и виды объектов авторских прав. Часть произведения и элементы формы произведения как объекты авторских прав

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск