Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования







НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/8
Дата публикации29.10.2017
Размер0.83 Mb.
ТипРеферат
p.120-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет права
Кафедра уголовного права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



На тему: «Криминологическая и уголовно-правовая характеристика дачи взятки»
Студент группы № 5 УП
Буров Дмитрий Андреевич

Руководитель ВКР
Профессор

Доктор юридических наук
Самовичев Евгений Григорьевич
Москва, 2013

СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика дачи взятки 9

§ 1. Развитие законодательства об ответственности за взяточничество 9

§ 2. Состав преступления «дача взятки» 18

§ 3. Общие вопросы ответственности за дачу взятки 32

Глава 2. Криминологическая характеристика дачи взятки 41

§ 1. Статистика, судебная практика по делам о даче взятки 41

§ 2. Характеристика лиц, осужденных за взяточничество 47

§ 3. Профилактика и предупреждение взяточничества 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

Список использованных нормативных правовых актов: 67

Список использованной литературы: 70


«Порядочный человек берет взятку в одном-единственном случае —

когда предоставляется случай»
Габриэль Лауб

ВВЕДЕНИЕ



Проблема коррупции – одна из самых животрепещущих проблем российской и зарубежной политико-правовой практики. Поэтому неугасающий научный интерес к данной предметной плоскости вполне понятен и объясним.

Коррупция как правовое явление изучается юристами, как феномен социально-политический – политологами и социологами, как неотъемлемый элемент хозяйственного развития - экономистами. И этот список не является исчерпывающим.

Да и сама коррупция преподносит все новые и новые сюрпризы, приобретая неведомые доселе формы и захватывая неохваченные прежде области.

Именно такой областью стала сфера политического администрирования, где в поисках путей повышения эффективности государственного управления развернулась борьба за расширение сферы влияния публичных политиков и должностных лиц. Причем это расширение практически не выходит за рамки, определенные законом, но явно переходит ту грань, которая очерчена нравственно-этическими нормами. Такого рода возможность оставаться безнаказанным за счет пренебрежения моральными традициями в управлении и получила название «административный ресурс».

Как социальное явление коррупция конкретно проявляется в совершении различных коррупционных деяний, часть из которых объявляется преступными и преследуется в уголовном порядке. Коррупционная преступность – это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственных и муниципальных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды. Однако помимо наличия коррупции в системе государственной и муниципальной службы и среди лиц, которые привлечены к публичному управлению, коррупция существует так же в частном секторе, профессиональных союзах и политических партиях, общественных организациях, в мире шоу-бизнеса, спорте, со временем становясь особым механизмом распределения национального дохода.

В российском обществе негативное отношение к этому социальному явлению с каждым годом усиливается.

В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию В.В. Путин основной проблемой наряду с низкой эффективностью государственной власти назвал коррупцию. По мнению Президента «без качественного современного государственного управления, без высокой персональной ответственности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед обществом и страной»1. Поэтому одной из приоритетных задач государства является борьба с коррупцией.

Наиболее распространенным коррупционным преступлением является взяточничество. С помощью этого «инструмента» обеспечивается заключение выгодных контрактов, проведение нужных экспертиз, получение налоговых льгот, затрудняется доступ к государственным заказам «чужим» фирмам и т. д.

Американский профессор В. М. Райсмен выделяет три основных распространенных типа взяток: деловая взятка («платеж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей»), тормозящая взятка («за приостановку действия нормы или неприменение ее в деле, где она в принципе должна быть применена»), прямой подкуп (т. е. «покупка не услуги, но служащего», «приобретение» должностного лица с тем, чтобы оно, оставаясь на работе в организации и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя»)2.

Безусловно, искоренить данное «социальное зло» невозможно. Однако выстроить механизмы, противостоящие взяточничеству, чтобы снизить его уровень, вполне возможно.

Одним из таких механизмов является совершенствование антикоррупционного законодательства, которое невозможно без научного и практического обоснования.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретико-правовых аспектов, касающихся противодействия даче взятки в РФ, зарубежных странах, международно-правовых документах и практики применения данной статьи, разработать научно обоснованные рекомендации, в том числе и уголовно-правового характера, по использованию наиболее эффективных мер противодействия даче взятки.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- провести историко-правовой анализ эволюции отечественного уголовного законодательства об уголовной ответственности за дачу взятки;

- исследовать способы повышения эффективности существующих механизмов противодействия распространению дачи взятки;

- осуществить сравнительно-правовой анализ уголовно-правовых норм об ответственности и наказании за дачу взятки, содержащихся в УК РФ, УК стран СНГ, стран Балтии и иных зарубежных государств, с целью выявления имеющегося положительного опыта законодательного регулирования ответственности за дачу взятки;

- проанализировать состав преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ;

- на основе изучения материалов уголовных дел выявить спорные и проблемные вопросы квалификации, ответственности и наказания за дачу взятки;

- дать криминологический анализ дачи взятки и выработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию способов её предупреждения;

- сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства об ответственности за дачу взятки.

Объектом исследования являются особенности дачи взятки как деяния, трансформирующего широкий круг общественных отношений в уголовно-правовые. Предметом исследования является возникновение оснований для уголовной ответственности за его совершение.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания. К числу частных научных методов относятся: историко-правовой, формально-логический и сравнительно-правовой. При проведении исследования также применялись методы анкетирования, анализа статистических отчетов, изучение материалов судебной практики, контент-анализа, экспертных оценок.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области теории и истории государства и права, конституционного права, гражданского права, трудового права, административного права, уголовного права и процесса, криминологии, социологии.

Нормативную базу исследования составляют:

- законодательство дореволюционной России, СССР, РСФСР – Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г., Артикул воинский 1715 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. с последующими изменениями, Уголовное уложение 1903 г., Уголовные кодексы РСФСР 1922, 1926 и 1960 гг. и др.;

- законодательство Российской Федерации – Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы РФ, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и др.;

- международно-правовые акты и документы – Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Межамериканская Конвенция против коррупции (1996 г.), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.), Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.), Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) и др.;

- законодательство зарубежных стран – Модельный Уголовный кодекс для государств – участников Содружества Независимых Государств, уголовные кодексы государств – участников СНГ, европейских стран.

Эмпирическую базу исследования составили: данные ГИАЦ МВД России о зарегистрированной преступности, статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ; статистические и аналитические материалы Генеральной прокуратуры РФ; материалы опубликованной судебной практики Верховного Суда Российской Федерации; постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и Российской Федерации; материалы уголовных дел в отношении лиц, осужденных по ст. 291 УК РФ.

Научная новизна данной работы заключается в том, что она является одной из немногих работ, темой исследования которых является дача взятки, и написанных после внесения в УК РФ изменений, в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» 3.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются степень ее разработанности, объект и предмет, а также цели и задачи, раскрываются методология и методика, характеризуются теоретическая, нормативная и эмпирическая базы исследования.

Первая глава – «Уголовно-правовая характеристика дачи взятки» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Развитие законодательства об ответственности за взяточничество» рассматривается исторический процесс формирования регламентации уголовной ответственности и наказания за указанное деяние.

Во втором параграфе «Состав преступления дачи взятки» исследуются признаки объекта и предмета, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава дачи взятки, анализируется общественная опасность деяния.

В третьем параграфе «Общие вопросы ответственности за дачу взятки» рассматриваются проблемы привлечения к ответственности виновных в совершении преступления, а также основания освобождения от ответственности.

Вторая глава – «Криминологическая характеристика дачи взятки» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Статистика, судебная практика по делам о даче взятки» показаны состояние и динамика данного состава, рассмотрены основные проблемы, возникающие при квалификации рассматриваемого преступления.

Во втором параграфе «Характеристика лиц, совершающих преступления» рассмотрены типы личности взяткодателей.

В третьем параграфе «Профилактика и предупреждение взяточничества» сформулированы основные предложения в целях предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск