Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года







Скачать 270.65 Kb.
НазваниеСправка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года
страница1/2
Дата публикации14.02.2015
Размер270.65 Kb.
ТипДокументы
p.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2


СПРАВКА
по обобщению практики рассмотрения дел, связанных

с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок

с ним за 2007 год - 1 полугодие 2008 года

(оспаривание ненормативных правовых актов, решений, действий

(бездействия) регистрирующего органа )

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Настоящее обобщение затрагивает вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Государственной регистрации в порядке, определенном Законом о регистрации, подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда (пункт 1 статьи 4 Закона о регистрации).

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой (статья 5 Закона о регистрации).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав), согласно определению, данному в статье 2 Закона о регистрации - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права. В установленных законодательством случаях документы, представляемые на регистрацию, должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Пунктом 5 статьи 2 Закона о регистрации предусмотрена возможность обжалования заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации.

Основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе приведены в пункте 1 статьи 20 Закона о регистрации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.

Дела об оспаривании отказа в государственной регистрации прав либо уклонения соответствующего органа от государственной регистрации рассматриваются в арбитражном суде в порядке, определенном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 451 органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Мурманской области осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы - Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется государственным регистратором в порядке, установленном Законом о регистрации и в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, а также со специальными нормами о различных видах договоров. В связи с этим при рассмотрении дел данной категории суд проверяет оспариваемые акты УФРС на соответствие не только Закону о государственной регистрации прав, но и нормам гражданского законодательства.

Вопросам применения арбитражными судами Закона о регистрации уделено внимание Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Письме ВАС РФ от 21.08.1997 № С5-7/03-581 «О Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Информационном письме Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений», Информационном письме от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" и других документах.

В ходе обобщения изучено 20 дел об оспаривании решений, действий (бездействия) Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, рассмотренных Арбитражным судом Мурманской области по существу в 2007 г. и за 1 полугодие 2008 года. Из изученных дел 7 дел рассмотрено с вынесением решения об удовлетворении заявленных требований, 13 дел – об отказе в удовлетворении, 7 дел рассмотрено судом с нарушением установленного статьей 200 АПК РФ срока (35%).

Обжаловано в вышестоящие инстанции 12 решений (60%); из них 4 решения – только в апелляционную инстанцию, 8 решений – в апелляционную и кассационную инстанции.

Решения суда по 19 делам вступили в законную силу без отмен и изменений. По одному делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в связи с неправильным применением нормы права, по делу принят новый судебный акт.

Дела данной категории, рассмотренные за указанный период, для проведения данного обобщения распределены по следующим группам:

- оспаривание отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество;

- оспаривание отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок;

- оспаривание отказа в государственной регистрации аренды недвижимого имущества;

- оспаривание отказа внесения изменений в ЕГРП, не влекущих прекращения или перехода права;

- оспаривание отказа в постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей;

- оспаривание приостановления государственной регистрации;

- оспаривание регистрации прекращения договора аренды.

Формирование практики рассмотрения указанных дел Арбитражным судом Мурманской области характеризуют следующие примеры.
Рассмотрение дел об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
1. УФРС принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на помещение в объекте с незавершенным строительством по основаниям, предусмотренным абзацами третьим, четвертым пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

Согласно третьему и четвертому абзацам пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо, и если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Судом установлено, что Общество приобрело помещение в объекте незавершенного строительства в соответствии с государственным контрактом, заключенным по итогам конкурса на размещение государственного заказа,

Основаниями для отказа в государственной регистрации послужило выявленное в ходе правовой экспертизы документов и проверки законности сделки несоответствие условий государственного контракта извещению о проведении конкурса и информации о заказе, размещенной на официальном сайте, а также отсутствие у обратившегося за регистрацией лица нотариально заверенной доверенности правообладателя.

Государственный заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным сообщения УФРС об отказе в государственной регистрации.

Суд, принимая решение по делу, указал на то, что в силу положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сделки, связанные с размещение заказа, являются оспоримыми и размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом (пункт 3 статьи 57 Закона № 94-ФЗ).

Поскольку сделка не признана недействительной в установленном порядке, суд пришел к выводу о незаконности действий УФРС по отказу в государственной регистрации в связи с недействительностью представленной на регистрацию сделки.

Вместе с тем, установив, что от имени Общества с заявлением о государственной регистрации обратилось лицо, не имеющее надлежащим образом оформленных полномочий (в отсутствие нотариального удостоверения доверенности), суд отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменений.

В кассационной инстанции дело не рассматривалось (дело № А42-1827/2007).
2. УФРС отказало в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, переданное по договору в счет прекращения вексельных обязательств, на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, в связи с отзывом правообладателем у лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации перехода права, ранее выданной доверенности.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

В арбитражный суд обратилась другая сторона сделки с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права.

Судом установлено, что после подачи документов на регистрацию в УФРС поступило письмо правообладателя об отзыве доверенности у лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации.

Поскольку у УФРС имелись данные об отзыве доверенности, суд пришел к выводу о законности оспариваемого отказа.

Довод заявителя о нарушении его прав судом не принят, поскольку оспариваемый отказ не препятствует повторному обращению в регистрирующий орган после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации прав.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлениями апелляционной и кассационной инстанций решение суда оставлено без изменений (дело № А42-7720/2006).
3. УФРС отказало в государственной регистрации права собственности Общества на объекты недвижимого имущества, указав, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзацы четвертый, восьмой пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда по другому делу установлен факт владения Обществом как своим собственным комплексом по выработке кормов, состоящим из недвижимого имущества – зданий склада и цеха.

Общество обратилось в УФРС по Мурманской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости. На государственную регистрацию Обществом представлены документы, в том числе вышеуказанное решение арбитражного суда об установлении юридического факта.

По результатам рассмотрения заявления УФРС приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на недвижимое имущество, указав, что представленное на государственную регистрацию решение арбитражного суда не устанавливает в соответствии с пунктом 1 главы 8 Гражданского кодекса Российской Федерации право заявителя на указанные объекты недвижимости, а установленный названным решением факт, имеющий юридическое значение, регистрации не подлежит.

Общество обжаловало отказ в государственной регистрации права собственности в арбитражный суд.

Решением суда отказ УФРС в государственной регистрации права собственности Общества на недвижимое имущество признан незаконным. Признавая оспариваемый отказ не соответствующим Закону, суд мотивировал свое решение тем, что в решении суда об установлении факта владения Обществом как своим собственным спорным имуществом указан вид права, которое возникает в связи с установленным фактом (право собственности), также судом установлено отсутствие спора о праве на указанные объекты недвижимости и отсутствие у Общества возможности получения правоустанавливающих документов во внесудебном порядке.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено в силе.

Постановлением федерального арбитражного суда решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанций отменены в связи с неправильным применением нормы права, в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества отказано.

В своем постановлении федеральный арбитражный суд указал следующее.

В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, а не юридический факт владения и пользования заявителем объектом недвижимости как своим собственным. Исходя из определенного статьей 2 Закона о государственной регистрации понятия государственной регистрации прав как юридического акта признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, а также установленной названным законом компетенции регистрирующего органа, Управление нельзя отнести к органам, которые оформляют права на недвижимое имущество, возникающие в связи с установленным фактом.

Довод Общества о том, что решение об установлении факта, имеющего юридическое значение, породило у него право собственности на объекты недвижимости, в отношении которых установлен факт, кассационным судом признан подлежащим отклонению в силу того, что в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации среди оснований возникновения права собственности не указан факт владения имуществом как своим собственным. (дело № А42-2105/2008).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconФедеральный закон
...

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconО государственной регистарции прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007...

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconП/п Основание для осуществления государственной регистрации прав...
Таблица по срокам государственной регистрации, применяемая на территории Свердловской области

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconЗаявление физического лица о государственной регистрации прав на...
В управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconЗаявление физического лица о государственной регистрации прав на...
Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Забайкальскому краю

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconФедеральная регистрационная служба приказ
В соответствии со статьями 3 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-фз "О государственной регистрации прав на недвижимое...

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconСроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Закон о регистрации государственная регистрация прав проводится в течении восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и...

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconСправка по результатам обобщения судебной практики Арбитражного суда...
Кераниным А. В., начальником отдела анализа и обобщения судебной практики И. Л. Басановой, ведущим специалистом Мацаковым В. М. проведено...

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconСправка по итогам изучения практики рассмотрения Нарьян-Марским городским...
Настоящее обобщение проведено в соответствии с планом работы Нарьян-Марского городского суда на первое полугодие 2017 года

Справка по обобщению практики рассмотрения дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 2007 год 1 полугодие 2008 года iconСоглашение
Гражданского кодекса рф, ст ст. 23, 48 Земельного кодекса рф, ст. 27 Федерального закона от 21. 07. 1997 №122-фз «О государственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск