1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла







Название1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла
страница1/65
Дата публикации16.02.2016
Размер8.38 Mb.
ТипПрограмма курса
p.120-bal.ru > Психология > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65




Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА



Богданов Игорь Васильевич кандидат психологических наук;

Лазарев Сергей Викторович кандидат психологических наук;

Ануфриенко Сергей Сергеевич кандидат психологических наук;

Чмыхова Екатерина Витальевна кандидат социологических наук;

Усольцева Инесса Владимировна аспирант;

Калинина Надежда Викторовна аспирант.




Методические рекомендации по изучению курса

Программа курса

Раздел I. Человек и его познание

Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Тема 2. Объект и предмет психологии

Тема 3. Способы приобретения психологических энаний

Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической реальности

Раздел II. Чувственное и рациональное познание

Тема 5. Структура психики

Тема 6. Чувственное познание

Тема 7. Рациональное познание

Раздел III. Общее и индивидуальное в психике

Тема 8. Целостное и парциальное описание человека

Тема 9. Конституциональный уровень психики

Тема 10. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике

Раздел IV. Проблемы личности в различных образовательных моделях

Тема 11. Ценности и цели образования

Тема 12. Современные стратегии и модели образования

Тема 13. Развивающие педагогические технологии

Тема 14. Педагогика межличностных отношений

Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации

Раздел V. Организация образовтельной деятельности

Тема 16. Формы организации учебной деятельности

Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования

Тема 18. Управление образовательными системами

Тестирование
1. Роль и значение дисциплины для изучения гуманитарных и социально-экономических наук

Материалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов, в процесс подготовки которых "Психология и педагогика" войдет как одна из дисциплин общеобразовательного цикла.

"Психология и педагогика" изучаются наряду с философией, в значительной мере систематизируя базовые общечеловеческие, психологические и педагогические знания студентов по проблемам философии, общей психологии и педагогике. Дисциплина предваряет курсы дисциплин специализации, закладывая теоретико-методологические и методические основы для их качественного усвоения. Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития психики, сознания, личности, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др., представленных в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона, Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского и других выдающихся ученых - психологов и педагогов.

Вместе с этим, изучение дисциплины носит выраженную практическую направленность. Курс "Психология и педагогика" разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания, полученные в ходе изучения психологии и педагогики, помогут формированию целостного представления студентов о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию умения учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.
2. Структура курса

Структура курса предполагает изучение следующих пяти разделов: "Человек и его познание", "Чувственное и рациональное познание", "Общее и индивидуальное в психике", "Проблемы личности в различных образовательных моделях" и "Организация образовательной деятельности".

При раскрытии первого раздела особое внимание уделено рассмотрению проблем необходимости изучения психологии и педагогики, объекта и предмета психологии, ее научных школ. Во втором разделе рассматриваются способы приобретения психологических знаний, основные объяснительные принципы и подходы используемые в психологии, структура психики, уровни, правила и способы построения психологических характеристик личности. В третьем разделе представлены конституциональный уровень психики, строение нервной системы человека, ролевой уровень поведения человека и его отражение в психике, а также межличностные отношения в системе общественных отношений. В четвертом разделе анализируются цели и ценности образования, современные стратегии и модели образования, развивающие педагогические технологии, проблемы педагогики межличностных отношений, основы проектирования учебно-воспитательной ситуации и формы организации учебной деятельности. В пятом разделе курса рассматриваются различные образовательные системы и основы управления ими, анализируется образовательная система России и основные направления ее развития.

Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.
3. Цели и задачи изучения курса

Содержание курса по дисциплине "Психология и педагогика" разработано и составлено для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать (цели курса):
- повышению общей и психолого-педагогической культуры;

- формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;

- умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;

- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;

- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Задачами курса являются:
- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

- усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

- формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

- ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.

4. Требования к знаниям, получаемым в ходе изучения дисциплины

В результате изучения содержания дисциплины "Психология и педагогика", а также в ходе самостоятельной работы обучаемых, студент должен:

Иметь представление:
- о предмете, объекте и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;

- о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

- о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

- о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- о развитии психики в процессе онто- и филогенеза;

- об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп.

Знать:
- основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

- природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

- соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

- роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

- динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;

- основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности;

- объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.

Владеть:
- понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования;

- системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;

- современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.

Уметь:
- применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;

- с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- проводить индивидуально-воспитательную работу;

- давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей);

- интерпретировать собственное психическое состояние;

- владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.

5. Формы и средства мониторинга учебного процесса и характеристика степеней самоконтроля

Усвоение содержания курса "Психология и педагогика" организуется с преобладанием форм и методов дистанционного, виртуально-тренингово, интерактивного обучения, моделирующего предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций, а также в ходе активной внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Достижение обучаемыми требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путем проведения различных видов занятий. Теоретическая часть дисциплины изучается в интерактивных лекциях и самостоятельной работе студентов. Прикладная часть дисциплины отрабатывается в ходе самостоятельных практических занятий.

В процессе изучения дисциплины осуществляется систематический самоконтроль качества теоретической и практической подготовки обучаемых:

а) текущий - посредством составления ответов на контрольные вопросы в конце каждого параграфа той или иной темы;

б) промежуточный (рубежная аттестация) - посредством выполнения тестовых заданий различной сложности по каждой теме и разделам курса;

в) итоговый (итоговая аттестация) - посредством выполнения тестовых заданий различной категории сложности по всему курсу, а также составления ответов на контрольные вопросы.

При этом качество итоговой аттестации существенным образом зависит от качества промежуточного (рубежного) и текущего контроля.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Цель курса

Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:

повышению общей и психолого-педагогической культуры;

формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;

умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;

самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;

самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

2. Задачи курса

Задачами курса являются:

ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.

3. Место курса в системе социально-гуманитарного образования

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.
4. Требования к усвоению содержания курса

В результате изучения обязательного минимума содержания дисциплины, предусмотренного Государственным образовательным стандартом, а также самостоятельной работы обучаемых, студент-выпускник должен.
Иметь представление:

о предмете, объекте и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;

о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

о развитии психики в процессе онто- и филогенеза;

об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп.

Знать:

основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;

основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности;

объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.

Владеть:

понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования;

системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;

современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.

Уметь:

применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;

с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;

владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

проводить индивидуально-воспитательную работу;

давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей);

интерпретировать собственное психическое состояние;

владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.

Структура курса предполагает изучение следующих разделов:

Человек и его познание.

Чувственное и рациональное познание.

Общее и индивидуальное в психике.

Проблемы личности в различных образовательных моделях.

Организация образовательной деятельности.

Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла iconОсновы специальной педагогики и психологии
Ц 975 Цыренов В. Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие для студентов университета. – Улан-Удэ: Издательство...

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла icon2013 кафедра психологии и педагогики филологического факультета рудн...
Преподаватель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики филологического факультета рудн бабаев Тосиф...

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла iconПрофессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом
Колонтаевская И. Ф., профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления мвд россии

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
К участию в конференции приглашаются преподаватели вузов, аспиранты, магистранты, научные и практические работники в области юриспруденции,...

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла iconВысшего профессионального образования «московский институт государственного...
Психологические науки, профиль (специальность в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников 19. 00. 01): «Общая...

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла iconАу «институт развития образования» Нравственные основы семейной жизни
Полывянная М. Т., зав кафедрой педагогики и психологии ау «Институт развития образования Ивановской области», канд соц наук

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла iconРазвитие психологии в 18 веке. Общая характеристика психологии в 18 веке
Поэтому если экспериментальную психологию по праву связывают с именем В. Вундта, то появление психологии как самостоятельной науки...

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла iconТеоретические подходы к построению структуры одаренности
Е. Е. Антонова, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Житомирского гу, зав кафедрой педагогики

1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла iconМетодические указания к курсу «история психологии»
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск