Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации»







Скачать 290.57 Kb.
НазваниеЛекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации»
страница1/2
Дата публикации04.07.2015
Размер290.57 Kb.
ТипЛекция
p.120-bal.ru > Экономика > Лекция
  1   2



Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации»

Вступление

1. Коррупционная обстановка в российском обществе

2. Правовые основы противодействия коррупции в России

3. Организационные основы противодействия коррупции

Заключение
Вступление

В современных условиях особый интерес со стороны учёных, политиков, специалистов, занимающихся вопросами государственного строительства, экономики вызывает особый интерес такое явление как коррупция, которая стала одной из составляющих элементов социально-экономической системы. Она проявляется в различных формах во всех странах современного мира, независимо от типа государственного устройства, экономического и социального развития, существующих традиций и ценностей. Как показывает анализ, коррупция находит живительную почву не только в странах, совершающих переход от государственного социализма к рыночным отношениям, но и в государствах с развитой экономикой, нанося обществу огромный ущерб, который нельзя оценивать только с позиций экономики.

Говоря о коррупции как о общественно-вредном явлении необходимо отметить также, что коррупционные проявления влекут за собой целый ряд негативных последствий. К числу последних можно отнести вред, причиняемый социально-экономической сфере жизнедеятельности государства и общества (расширение области теневой экономики, уменьшение налоговых поступлений, в обществе обостряются социальные проблемы).

Коррупция не только снижает конкурентоспособность национальной экономики, она в современных условиях становится политической угрозой самому государству. Достаточно в этом плане отметить, что революции последнего периода, прокатившиеся в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, были подогреты лозунгами борьбы с коррумпированной властью.

Поэтому не случайно, давая оценку сложившегося положения этого негативного явления в мире, Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи в связи с принятием Конвенции ООН против коррупции сравнил коррупцию с «социальной» чумой, эпидемии которой подвержены все современные общества: «Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведёт к нарушению прав человека, искажает рыночные механизмы, искажает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах – больших и малых, богатых и бедных». В связи с этим сохраняются проблемы коррупции, в поисках решения которых используются всевозможные меры, но, тем не менее, проблемы продолжают оставаться актуальными во всем мире, превращаясь во все большие угрозы.
1. Коррупционная обстановка в российском обществе
Как показывает практика противодействия коррупции, последняя как социально-экономическая проблема подрывает авторитет государственной власти и управления, затрудняет проведение социальных преобразований в обществе и рост эффективности экономики, препятствует нормальному функционированию государственных и общественных механизмов и считается угрозой не только для отдельного государства, но и мирового сообщества в целом.

Россия в этом плане не является исключением. Несмотря на многочисленные управленческие, экономические, правовые преобразования и реформы за последнее время, принимая новые и обновлённые лозунги и цели экономического развития (устойчивое, инновационное развитие, модернизация экономики), проблема коррупции в России не только не ослабевает, но становится всё более грозной и всё более явно подрывающей национальную безопасность страны.

В последний период на фоне сложившейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому коррупция в органах государственной власти и управления современной России является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Кроме того, государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократической, ни правовой, ни социальной направленности.

Политическое внимание к проблеме коррупции в России было привлечено ещё в Послании Президента РФ Федеральному собранию в 1999 году. В этом послании было отмечено, что происходит «нарастание волны преступлений в кредитно-финансовой деятельности: кредиты, выданные с нарушением закона, нелегальный оборот валюты, вывоз колоссальных средств за границу, создание фальшивых акционерных обществ, мошенничество, незаконное предпринимательство». Благоприятным условием для развития организованной преступности являются разветвлённые коррумпированные связи в органах государственной власти.

Также подчёркивалось, что «проникновение криминалитета в выборные органы власти, коррупция помноженная на «неприкасаемость» представителей законодательной власти порождают вседозволенность и безнаказанность»1.

О катастрофическом распространении коррупции в стране, ссылаясь на проводимые исследования, было отмечено ещё кандидатом в президенты России А.Д. Медведевым на втором гражданском форуме 22 января 2008 года, что коррупция в государстве ещё не достигла уровня клептократии, но является серьёзной системной проблемой, угрожающей развитию государства. В частности, было заявлено: «Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма…,он, в том числе проявляется в форме коррупции в органах государственной власти, коррупция, которая имеет сегодня огромные масштабы и, борьба с которой должна превратиться в национальную программу».

Раскрывая причины возникновения коррупции, в своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что сложившаяся в стране система управленческих отношений «абсолютно не эффективна и создаёт только одно – коррупцию, … порождает массовый правовой нигилизм, … тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии».2

Общее условие распространения коррупции в органах власти и управления заключается в том, что существует возможность представителей властных структур распоряжаться не принадлежащими им ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений, к тому же такая деятельность имеет тенденцию к дальнейшему распространению. Кроме того, опасность последствий коррупции представляется ещё в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая может расходиться в своих интересах с обществом и государством, создавая и осуществляя на практике соответствующие коррупционные схемы.

Кроме того, следует учитывать, что в период социальной трансформации коррупция может превратиться в прямую угрозу национальной безопасности и перспективам развития государства. Общемировая тенденция в этом вопросе весьма тревожна. Имеющиеся оценки дают основание предположить, что ущерб от коррупции достиг в мире 500 млрд. дол США, т.е. 1% мирового ВВП.3 По данным Европейского банка реконструкции и развития средние затраты на взятки для фирм, оперирующих в России достигают 4-8% годового дохода.4 Одной из важных причин нестабильности обстановки на Северном Кавказе является коррупционная составляющая, которая не только компрометирует власть, но и препятствует дальнейшему социально-экономическому развитию. В тоже время возникающие трудности относятся, как правило, к ошибкам федерального центра.5

Если ближе подойти к России, то в этом плане вскрываются неутешительные примеры коррупционных проявлений. Так, на встречи Президента РФ Д.А. Медведева 11 января 2011 года и Председателя Счётной палаты РФ Степашина, который сообщил, что Счётной палатой РФ в 2011 году были вскрыты финансовые нарушения на сумму 580 миллиардов рублей (как правило, это коррупционные риски) – в два раза больше, чем в предыдущем году. Часть денежных средств пошло в частные компании. Ежегодные потери при организации и осуществлении госзакупок составляют в пределах одного триллиона рублей.6

Говоря о коррупции как источнике многих существующих проблем необходимо отметить, что ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны, в связи, с чем коррупция в органах государственной власти и управления современной России является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Считается, что государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может быть ни демократической, ни правовой, ни социальной направленности.


  1. Правовые средства как способ противодействия коррупции

На любом историческом этапе правовые средства выполняют важнейшую задачу социального регулирования – охрану общества от наиболее опасных посягательств на его интересы. В современных условиях они не утрачивает своей важности и ключевой роли в противодействии преступности, в том числе и коррупции. Спустя века, но можно с уверенностью говорить, что в мире какими бы не были войны кровопролитными, но они заканчиваются войны, замиряются народы, но нет конца борьбе человечества с таким врагом как преступностью, где с дальнейшим развитием общества усиливаются позиции коррупции.

Отмечая опасность коррупции и на международном уровне, международные сообщества в связи с этим принимают соответствующие решения по противодействию коррупции, обязывая государства, прежде всего, участников международных форумов принимать неотложные меры по её противодействию. Присоединение России к конвенциям имеет последствия не только в части международных обязательств, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Это означает, что положения вступивших в силу конвенций имеют приоритет перед положениями российского законодательства и могут непосредственно использоваться в правоприменительной практике. Присоединение России к конвенциям имеет последствия не только в части международных обязательств, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций.

Учитывая нарастающий объем экономических, политических культурных контактов с Европейским Союзом, имеющих цель формирование “Большой Европы” без разделительных линий, восприятие европейских антикоррупционных стандартов, которые были выработаны, в том числе и в январе 1999 году на принятой Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Данная Конвенция определила меры, которые должны быть приняты на национальном уровне и закреплены в законодательном порядке. К ним относятся такие противоправные действия, как: активный подкуп национальных публичных должностных лиц, пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц, подкуп членов национальных публичных собраний, подкуп иностранных публичных должностных лиц, подкуп членов иностранных публичных собраний, активный подкуп в частном секторе, пассивный подкуп в частном секторе, подкуп должностных лиц международных организаций, подкуп членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, правонарушения в сфере бухгалтерского учета, соучастие.

31 октября 2003 года принята Конвенция «ООН против коррупции», которая является комплексным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности. В данной Конвенции отмечено, что важным моментом в вопросах борьбы с коррупцией является то, что она уже не представляет собой не локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Кроме того, Конвенцией предусматриваются составы преступлений, которые относятся к коррупционным. Конвенция была ратифицирована Россией федеральным законом от 08.03.06 № 40-ФЗ. Это обусловливает исключительное значение для международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Отмечены связи между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономическими преступлениями, включая отмывание денежных средств. Особенно опасными являются факты коррупции, связанные с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств.

Поэтому Конвенция ООН против коррупции предусматривает арест, конфискацию имущества или иных доходов. Так, п.1. Ст. 31. требует принимать максимально возможные меры в рамках внутренней правоохранительной системы, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации:

- доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов;

- имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершения преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.

Кроме того, Конвенцией предусматривается, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности выявления, отслеживания, замораживания или ареста любого полученного от коррупционных действий с целью последующей конфискации.

Большое значение имеет закрепление в Конвенции ООН 2003 года нового положения о возвращение в страны происхождения активов, полученных в результате коррупции. Конвенция содержит необходимые механизмы по укреплению международного сотрудничества в целях обнаружения, конфискации и возвращения преступных активов, а также положения, направленные на предупреждение перевода средств незаконного происхождения, полученные от актов коррупции.

Наличие эффективных инструментов противодействия отмыванию доходов, а также процедур возвращения незаконных активов в страны происхождения может стать эффективным средством предупреждения коррупции.

С учётом обострения обстановки, связанной с коррупционными проявлениями, как на международном, так и на национальном уровне для противодействия коррупции в России используются законодательные и иные нормативные правовые акты. Так, фундаментальное значение для правового противодействия коррупции имеют нормы Конституции Российской Федерации. В данном случае речь идёт о ст. 2 Конституции РФ, которая свидетельствует о том, что человек, его права и свобода является высшей ценностью. Отсюда вытекает, что обязанностью государства является в первую очередь соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Поэтому при осуществлении правового противодействия коррупции не должны затрагиваться права и свобода человека в РФ. Другим положением, которые учитываются при осуществлении противодействия коррупции, является недопустимость умаления достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ) и другие нормы.

В 2008 году был разработан и утверждён «Национальный план противодействия коррупции», в соответствии с которым предусматривались меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, меры по повышению уровня юридических кадров и правовому просвещению.

В соответствии с национальным планом противодействия коррупции7 был принят федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273 –ФЗ "О противодействии коррупции", которым устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1 в настоящем Федеральном законе использует следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Кроме того, данным Законом предусматриваются основные меры по профилактике коррупции, направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, определены обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

В соответствии с принятым Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были приняты и другие нормативно-правовые акты. Этими актами регулировались конкретные направления деятельности по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений.

Так, в соответствии с законом «О противодействии коррупции», был издан Указ Президента от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» iconПравовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» iconПамятка по противодействию коррупции федеральным законом Российской...
Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №273-фз «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия...

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии коррупции
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии коррупции
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии коррупции
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии коррупции
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» icon"Правовые проблемы противодействия коррупции"
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ 2 ноября 2011 г в рамках координации научного и учебно-методического...

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» iconСтатья Основные понятия (в ред. Федерального закона от 27. 07. 2006 n 148-фз)
Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается...

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» iconАктуальные вопросы законодательного обеспечения противодействия коррупции
Рассмотрены проблемные вопросы противодействия коррупции в законотворчестве, социально-экономические аспекты коррупции и правовые...

Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации» iconМеждународно-правовые основы противодействия партийной и электоральной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск