Современные стандарты и технологии противодействия коррупции







НазваниеСовременные стандарты и технологии противодействия коррупции
страница1/4
Дата публикации23.03.2015
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
p.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4



Документ предоставлен КонсультантПлюс


СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ И ТЕХНОЛОГИИ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
А.М. ЦИРИН, Е.В. ЧЕРЕПАНОВА, О.А. ТУЛИНОВА
Цирин А.М., заведующий отделом правовых проблем противодействия коррупции ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Черепанова Е.В., старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Тулинова О.А., младший научный сотрудник ИЗиСП.
Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее - Институт, ИЗиСП) совместно со Счетной палатой РФ при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания РФ 24 - 25 апреля 2014 г. был проведен Третий Евразийский антикоррупционный форум "Современные стандарты и технологии противодействия коррупции" (далее - Форум).

В работе Форума, ставшего ежегодным мероприятием <1>, приняли участие более 350 представителей государственных органов, научных и образовательных учреждений России и более 20 зарубежных государств (Абхазии, Армении, Беларуси, Бенина, Болгарии, Бурунди, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Молдовы, Нигерии, Франции, Украины и др.).

--------------------------------

<1> Первый Евразийский антикоррупционный форум, состоявшийся 30 - 31 мая 2012 г., был посвящен теме "Правовые инновации в противодействии коррупции". В его мероприятиях приняли участие работники международных и зарубежных организаций, руководители федеральных государственных органов, представители научных и образовательных учреждений из более 30 стран и 50 субъектов РФ (свыше 400 человек). По результатам его работы была принята Декларация, в которой содержались предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, в том числе посредством развития их научных и научно-методических основ. За прошедшие два года все основные положения Декларации были реализованы.

Второй Евразийский антикоррупционный форум "Финансовые механизмы против коррупции: международные стандарты и национальные решения", проведенный 4 июня 2013 г., объединил представителей научного сообщества евразийского и других регионов мира (более 20 государств, в том числе Австрии, Белоруссии, Индонезии, США, Франции, Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана, Украины и др.), международных и экспертных организаций, а также руководителей федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ. По результатам его работы были приняты Рекомендации, содержащие предложения по противодействию незаконным финансовым операциям, связанным с коррупцией, а также по развитию научно-методического обеспечения в данной сфере.
Участники Форума обсудили роль международных организаций в поисках оптимальных технологий противодействия коррупции, проблемы имплементации требований антикоррупционных международно-правовых актов в национальное законодательство, научные основы измерения уровня коррупции, современные технологии противодействия коррупции и проблемы их реализации, стандарты противодействия коррупции в контрактной системе и другие вопросы.

Председатель Счетной палаты РФ, член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции доктор экономических наук Т.А. Голикова, открывая Форум, отметила, что он стал традиционным и ежегодно объединяет государственных и общественных деятелей, представителей международных организаций и зарубежных стран, ведущих ученых и экспертов, заинтересованных в рассматриваемой тематике.

Во вступительном слове Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ доктор экономических наук С.Е. Нарышкин подчеркнул, что проблема коррупции не замыкается в национальных границах и тем важнее ведение международной дискуссии, налаживание обмена опытом и наилучшими практиками противодействия коррупции. Правовые режимы борьбы с коррупцией должны быть гармонизированы, что особенно актуально для стран евразийского региона, гуманитарного измерения евразийского экономического союза. Противодействие коррупции по-прежнему входит в число приоритетных направлений развития Российской Федерации. В Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 гг. поставлены новые правотворческие задачи, в том числе в сфере правового регулирования института лоббизма, что актуализирует исследования зарубежного опыта в данной сфере. Еще выдающийся полководец М.И. Кутузов произнес фразу: "Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами". Нечеткость или двусмысленность норм, дублирование или чрезмерная вариативность предписаний провоцируют коррупционные риски в самых разных сферах, поскольку создают поле для произвола со стороны правоприменителей. Следует постоянно добиваться строгого соблюдения правил юридической техники, усиливать экспертное сопровождение законодательного процесса и расширять поле для общественной дискуссии по ключевым законопроектам.

В составе Российской Федерации появились два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Значительная территория интегрируется в российское правовое пространство. В связи с этим задача, вставшая перед всеми ветвями и уровнями власти, уникальна и интересна не только для всего российского научного сообщества, но и для представителей зарубежных государств.

Председатель Счетной палаты РФ Т.А. Голикова в докладе отметила, что коррупция должна рассматриваться не только как определенное деяние или их совокупность, но и как социальное явление, поражающее и государственный аппарат, и общество. При этом несмотря на то, что коррупция зачастую незаконна, существуют скрытые формы коррупции (например, расплата должностями, дарение подарков государственным служащим в рамках осуществления представительских функций менеджерами крупных компаний, защита диссертаций, хвалебные публикации в СМИ и т.д.), которые могут являться технически "легальными" и далеко не во всех странах считаются недопустимыми.

Многие факторы успешного противодействия коррупции и эффективной борьбы с ней известны и давно апробированы. Это прежде всего открытость органов государственной власти, прозрачность и понятность процедур принятия государственных решений, деперсонализация взаимодействия граждан и чиновников, действенные механизмы общественного контроля, независимость средств массовой информации и судебной системы, неотвратимость наказания за коррупционные деяния, снижение административных барьеров и т.д.

Выступающая акцентировала внимание на взаимосвязи мер по противодействию коррупции с работой по деофшоризации экономики. Счетная палата РФ в 2014 г. будет проводить работу по анализу государственных закупок, совершенных на сумму более 1 млрд. руб., в целях определения, уходили ли государственные средства в офшоры, и такая работа уже начата. Ежегодно Счетная палата РФ проводит более 500 контрольных мероприятий крупнейших бюджетополучателей. О выявленных в ходе проверок нарушениях информируются палаты Федерального Собрания РФ, Президент РФ, Председатель Правительства РФ. В 2013 г. в законодательство о Счетной палате внесена новая норма. Теперь правоохранительные органы оказывают максимальное содействие Счетной палате РФ, предоставляя информацию о мерах реагирования на переданные материалы.

Т.А. Голикова выделила несколько направлений деятельности Счетной палаты на международном уровне в области исследования вопроса коррупции: 1) участие в деятельности Рабочей группы ИНТОСАИ по борьбе с коррупцией и отмыванием денег, разработка рекомендаций "Борьба с коррупцией и отмыванием денег: вызовы для высших органов финансового контроля" в тесном взаимодействии с другими членами Рабочей группы; 2) разработка Базы данных лучших практик, объединяющей передовой опыт членов ИНТОСАИ; 3) участие в научно-исследовательской работе в сфере противодействия коррупции.

В рамках практической методологической деятельности Счетной палаты в 2013 г. разработана Методика осуществления Счетной палатой РФ контроля эффективности реализации антикоррупционных мер, учитывающая требования Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Данная Методика предназначена для установления единых подходов к организации и проведению оценки коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, управлении (совершении сделок) государственным имуществом и общих правил по контролю эффективности реализации программ по противодействию коррупции.

Доклад директора ИЗиСП, члена Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, вице-президента и академика РАН, доктора юридических наук, профессора Т.Я. Хабриевой был посвящен научному осмыслению технологий противодействия коррупции и антикоррупционных стандартов.

Научное осмысление проблем противодействия коррупции происходит постоянно, в то же время, когда речь идет о коррупционных практиках, периодически возникает потребность определять приоритеты, осуществлять "заземление" научных изысканий. На это ориентирует новый Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 гг., утвержденный Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226, который является по-своему уникальным. В подпункте "е" п. 2 Национального плана противодействия коррупции впервые определены направления теоретических исследований, которые должны проводиться на основе анализа законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения.

Выступающая обозначила подходы к решению научных проблем, связанных с сохранением целостности международных антикоррупционных стандартов и недопущением их фрагментации, а также с обеспечением их единообразной интерпретации. При реализации международных антикоррупционных стандартов главный акцент должен быть сделан на сохранении их универсальности для российской правовой системы, а это предполагает обновление известных представлений о природе и потенциале классической концепции имплементации. Классическая имплементация не учитывает многоярусности системы международных обязательств страны и по радиусу охвата (глобальные, региональные, отраслевые), и по юридической природе (международные договоры, рекомендательные акты международных организаций, рекомендательные акты экспертных мониторинговых органов и т.д.). Абсолютизация региональных подходов может иметь последствия, равносильные искажению универсальных международно-правовых обязательств. Отсутствие взаимосогласованности между различными региональными подходами - прямой путь к фрагментации международных антикоррупционных стандартов.

Региональные контрольно-мониторинговые механизмы оказались подвержены политической конъюнктуре, и при этом зачастую ими предлагаются более жесткие механизмы контроля, чем на универсальном уровне. Результат - меньшая свобода государств и фрагментация антикоррупционных стандартов, что болезненно сказывается на правовой системе государства. Зачастую органы международных организаций, толкуя специальные международные договоры антикоррупционной направленности, выходят за рамки его буквального содержания и экстраполируют свой подход в качестве соответствующих международных обязательств. Более того, такое право толкования предоставляется органам, состоящим из экспертов, состав которых постоянно меняется, что порождает сомнения в возможности обеспечения последовательности в оценке ситуации в государствах и рекомендуемых мерах по исправлению недостатков.

Наступил момент, когда можно говорить о развороте наших правовых ориентиров в сторону универсальных принципов противодействия коррупции, изложенных в глобальной Конвенции ООН против коррупции 2003 г., поскольку в отличие от региональных (стандарты Совета Европы, ОЭСР) они в большей степени учитывают особенности нашей правовой системы, дают возможность для разумного маневра и позволяют более основательно выстраивать национальные и глобальную стратегии противодействия коррупции. Более широкий подход к имплементации позволяет защитить национальные интересы государства. Здесь показателен опыт Великобритании (Закон о борьбе со взяточничеством 2010 г.), в которой произошла неклассическая имплементация антикоррупционных стандартов. Более широкое понимание механизма имплементации иногда обозначают как доместикацию, но точнее вести речь о национально-правовом освоении международно-правовых стандартов, что позволяет сделать необходимый акцент на выбор способов реализации международно-правовых норм <2>. Были определены следующие доминирующие тенденции развития российского антикоррупционного законодательства: наращивание специального антикоррупционного законодательства; усиление антикоррупционного сегмента отраслевого законодательства; расширение использования антикоррупционных правовых средств отраслевой принадлежности.

--------------------------------

<2> Подробнее см.: Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О.И. Тиунов. М., 2012. С. 35 - 51.
Т.Я. Хабриева указала на проблему конкуренции составов уголовных преступлений и административных правонарушений. В качестве примера была приведена ст. 19.28 КоАП, принятая по вопросу ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Состав данного административного правонарушения взаимосвязан с составами преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса РФ. Это означает, что за совершение указанного деяния должностным лицом юридического лица должностное лицо подлежит уголовной ответственности, а юридическое лицо - административной ответственности. При этом возникает конкуренция норм УК РФ и КоАП РФ в части конфискации предмета преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, и административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Какие нормы должны применяться, неясно. Но очевидно, что предмет противоправного деяния не может быть конфискован дважды. В настоящее время насчитывается несколько десятков "пересечений" административной и уголовной ответственности, в которых задействованы статьи Особенной части КоАП РФ и Особенной части УК РФ и которые создают ситуацию возможности определенной конкуренции составов, методов уголовно-правового и административного воздействия.

Неопределенность оснований принятия решений о принадлежности явно антиобщественного деяния к сфере уголовно-правовой или административно-правовой юрисдикции порождает ситуацию, когда соответствующая квалификация деяния зависит лишь от должностного лица, что, в свою очередь, создает условия для злоупотреблений.

Т.Я. Хабриева предложила новую классификацию современных технологий противодействия коррупции, разделив их на три вида: системные, специальные и координационные. В завершение научного доклада была отмечена необходимость развития технологии прогнозирования, планирования и управления коррупционными рисками, а также потребность в достижении большей корреляции технологий противодействия коррупции.

Начальник Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции кандидат юридических наук О.А. Плохой акцентировал внимание участников Форума на латентности и системности угрозы коррупции: в России только 4 - 5% случаев коррупции обнаруживаются и расследуются, а по результатам социологических опросов четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным, отклоняющимся явлением.

Докладчик отметил, что на сегодняшний день законодательно закреплены антикоррупционные стандарты, определены категории лиц, на которых эти стандарты распространяются, установлены меры ответственности за их невыполнение, также сформированы организационные основы противодействия коррупции. Основным организационным звеном выступают подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которые созданы в каждом федеральном государственном органе, в Центральном банке РФ, в фондах и государственных корпорациях. Эти подразделения должны выполнять функции социального контроля, который в последние годы был размыт.

Практика показывает, что антикоррупционная деятельность нуждается в предметной координации, для чего Президентом РФ было образовано Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. Наряду с координацией деятельности государственных органов Управление осуществляет контроль за декларированием имущественного положения высших должностных лиц. Кроме того, Управление может провести соответствующую проверку в отношении сведений, предоставляемых любыми другими лицами, на которых распространены антикоррупционные запреты и ограничения.

К основным задачам Управления также отнесены подготовка предложений по реализации национальной антикоррупционной политики, участие в международном антикоррупционном сотрудничестве и т.д.

О.А. Плохой обратил внимание на то, что в новом Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 гг. значительное внимание уделено совершенствованию организационных основ реализации антикоррупционных мер в субъектах РФ, в том числе в части взаимодействия с институтами гражданского общества. При главах субъектов РФ планируется сформировать специальные советы или комиссии по вопросам противодействия коррупции, в состав которых войдут представители территориальных подразделений федеральных государственных органов, государственных органов субъекта РФ, представители муниципальных образований, предпринимательских структур, научных и творческих объединений. Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, не позволяет реализовать в полном объеме комплекс антикоррупционных мероприятий в отношении данных лиц. Это вызвано отсутствием в нормативных правовых актах, регулирующих правовой статус указанных лиц, полного перечня антикоррупционных стандартов, применяемых в отношении других категорий лиц.

По мнению выступающего, спрос со стороны бизнеса на коррупционные услуги стал одним из факторов, породивших коррупцию. В связи с этим государством ведется работа по устранению избыточного давления на субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем виновников коррупции всегда двое: взяткодатель и взяткополучатель, вина которых равнозначна. Актуальна разработка собственных национальных стандартов для бизнеса. В качестве примера можно привести Антикоррупционную хартию российского бизнеса, разработанную российским деловым сообществом, призванную привлечь внимание предпринимателей к данной проблеме.

Имеющиеся социологические исследования бытовой коррупции свидетельствуют, что ряд принимаемых антикоррупционных мер дает результаты. В частности, базовый показатель коррупции снизился с 29% в 2010 г. до 24% в 2013 г. Количество установленных коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, возросло в два раза. В международных рейтингах за несколько последних лет Россия также улучшила свои показатели.

Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу, председатель Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма Ю.А. Чиханчин в выступлении раскрыл стандарты и механизмы антикоррупционной системы, которые, по его мнению, сходны со стандартами и механизмами системы по противодействию отмыванию (легализации) денежных средств. Здесь следует обратиться к Рекомендациям Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), где упор делается на два сектора: финансовые организации и реальную экономику, прозрачность которых позволяет препятствовать появлению преступных доходов, а в случае если они появились, пресекать их легализацию. Для решения этой задачи необходимо: повысить ответственность финансовых организаций за искажение отчетности, представляемой государству, в том числе в Росфинмониторинг; обязать кредитные и некредитные организации повышать уровень финансовых знаний населения - своих клиентов, не допускать совершения ими противоправных действий, а если такое происходит, нести консолидированную с ними ответственность; снизить объемы теневого сектора и оборота наличности, что является питательной средой для коррупционеров.

В целях повышения эффективности действия антикоррупционной системы предложено: 1) проводить постоянный анализ нормативных актов на предмет выявления неурегулированных секторов, появление которых связано с новыми требованиями международного сообщества, текущей обстановкой в стране; 2) запустить полноценный механизм не только поиска активов, но и возврата последних собственнику, частным лицам, государству, для чего необходимо использовать возможности финансовых разведок; 3) запустить полноценный механизм формирования перечня публичных лиц, контроль за которыми необходимо установить в соответствии с требованиями ФАТФ; 4) усилить взаимодействие между министерствами и ведомствами, направленное на обмен информацией, выработку единых подходов по оценке рисков принимаемых мер.

Первый заместитель Генерального прокурора РФ А.Э. Буксман отметил: несмотря на то что международные конвенции предписывают государствам-участникам установить уголовную ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, для российского уголовного законодательства это неприемлемо. Действующий в России механизм привлечения юридических лиц к административной и гражданской ответственности является достаточно эффективным. Важно только обеспечить неотвратимость ответственности.

Так, за последние три года количество возбужденных административных дел по ст. 19.28 КоАП РФ возросло более чем в четыре раза. В гражданском процессе предусмотрены способы обращения с исками в результате нарушения антикоррупционного законодательства. Разрабатывается законопроект, предоставляющий право прокурору подавать иски в арбитражный суд о возврате государству незаконно изъятого у него.

Вместе с тем пятилетняя практика применения мер административной ответственности к юридическим лицам выявила некие проблемы. Самая главная из них связана с исполнением судебных постановлений о наложении штрафа. Сегодня удается взыскивать только 30% наложенных штрафов. Это связано с тем, что к моменту вынесения постановления юридическое лицо либо не находится по указанному адресу, либо оно уже распорядилось имуществом, которое у него было, либо поменялся учредитель и др. В связи с этим необходимо вводить способ защиты исполнения постановления о наложении имущества как меры обеспечения дальнейшего исполнения решения суда.

Директор Института законодательства Республики Казахстан доктор юридических наук А.А. Смагулов осветил некоторые технологии осуществления антикоррупционной политики в Республике Казахстан. В частности, было отмечено, что меры борьбы с коррупцией в Республике связаны с созданием профессионального государственного аппарата, формированием эффективного и современного корпуса государственных служащих. Кроме того, в Казахстане совершенствуется работа по построению эффективной системы противодействия коррупции с использованием технологий правового, организационного, управленческого, социально-экономического характера, направленных на профилактику коррупции как общественно-опасного явления и противодействие ей. Большое значение придается технологиям правового характера. Казахстан одним из первых в странах СНГ принял закон о противодействии коррупции. Действенным методом стал закон о государственной службе, а также указ Президента Республики Казахстан о Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан. Таким образом, законодательная и институциональная базы в Республике в настоящее время являются достаточно проработанными и действенными.

Одной из эффективных социальных технологий по борьбе с коррупцией является формирование в Республике общественного сознания нулевой терпимости к любым коррупционным проявлениям. Это возможно только при условии формирования антикоррупционного мировоззрения, и поэтому главная роль здесь должна принадлежать средствам массовой информации.

В завершение выступающий отметил, что единого рецепта противостояния коррупционным проявлениям нет. Однако совокупность применения различных технологий позволит минимизировать коррупцию, сократить количество коррупционных преступлений и правонарушений.

В выступлении Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции И.А. Яровой были обозначены новые законодательные подходы в сфере противодействия коррупции. Россия за короткий срок сформировала современное и прогрессивное законодательство, которое прежде всего регулирует отношения в сфере экономики. После возникновения этих фундаментальных основ (Гражданский кодекс РФ и другие нормативные правовые акты), определяющих отношения в сфере экономики, в сфере отношения государства и предпринимательства, возникла необходимость дополнительного регулирования с точки зрения уточнения процедур, которые бы позволили максимально избежать личного, субъективного влияния на эти правоотношения. Поэтому когда речь идет о формировании законодательства в сфере противодействия коррупции, подразумеваются прежде всего те правила, которые определяют характер взаимодействия общества и государственных институтов для решения вопросов в сфере экономики, в сфере обеспечения правосудия, т.е. во всей сфере жизнедеятельности человека. Поэтому первый ряд предпринятых инициатив был направлен на снятие административных барьеров, на установление четких регламентов и процедур.

Сегодня в стране предлагаются новые формы противодействия коррупции (например, прямой контакт Президента РФ с гражданским обществом, с медийным сообществом), которые не наблюдаются в Европе, что свидетельствует о результативности наших интеллектуальных изысканий и практических подходов. Поэтому необходимо тиражировать в мире наши правовые образцы. Вместе с тем нерешенным остается вопрос о понятии и видах коррупционных преступлений, в том числе о введении уголовной ответственности за хищение бюджетных средств. Появление четкого перечня коррупционных преступлений в законодательстве создаст безусловные предпосылки к тому, что уровни оценки и состояния преступности и адекватности мер государственного реагирования будут соотносимы с четко выверенными понятными показателями. Потому что любая уголовно-правовая государственная политика может оцениваться, только если за основу берутся объективные факторы, а не по-разному интерпретированные подходы.

Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан К.Е. Джанбурчин выделил меры, которые предпринимает Счетный комитет Республики в целях противодействия коррупции. Это меры по противодействию коррупции в стране и меры по противодействию коррупции в Счетном комитете. В целом проводится серьезная работа по исключению декларативных положений из законодательного регулирования деятельности Счетного комитета. Комитетом внедрена система оценки рисков, которые способствуют выбору объектов контроля в наиболее подверженных коррупции направлениях экономики, минимизировав неоправданное вмешательство в деятельность законопослушных распорядителей государственных ресурсов. Прогнозирование с учетом рисков упорядочило перспективное планирование высшего органа финансового контроля Казахстана, что позволило сократить количество контрольных мероприятий в полтора раза, одновременно выявив количество необоснованно использованных бюджетных средств. Работа Счетного комитета гласная, происходит тесное взаимодействие с общественными и экспертными сообществами и ассоциациями предпринимателей. Новые подходы по взаимодействию с правоохранительными органами позволили серьезно оптимизировать возмещение причиненного государству ущерба. Планируется переход Республики Казахстан на систему государственного аудита, т.е. не на выявление, а на предупреждение коррупционных правонарушений.

Заместитель Председателя Следственного комитета РФ А.В. Федоров отметил, что, рассматривая современные стандарты и технологии противодействия коррупции, особое внимание следует обратить на вопрос, касающийся возможности и целесообразности установления уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Если исходить из сложившихся классических подходов к пониманию преступления, то уголовная ответственность юридических лиц воспринимается как нечто неприемлемое. Но если отказаться от сложившихся стереотипов восприятия уголовного права, акцентировать внимание на политико-правовом характере вопроса введения уголовной ответственности юридических лиц, рассматривать уголовное право в динамике, в развитии, отражающем происходящие в обществе изменения, то введение уголовной ответственности юридических лиц представляется не только возможным, но и прогнозируемым в перспективе. Но это вопрос политический, а право и политика как элементы человеческой цивилизации имеют множество взаимосвязей. Такая ответственность уже установлена в законодательстве более 50 стран (имеет место в странах с рыночной экономикой и развитой частной собственностью) и, как показывает практика, является эффективным инструментом противодействия коррупции.

Теоретической основой установления уголовной ответственности юридических лиц могут стать уже реализованные в законодательстве научные разработки, обосновывающие возможность признания юридического лица субъектом административного правонарушения. Предварительно проанализировав плюсы и минусы административной ответственности, необходимую работу теперь следует провести специалистам в области уголовного права. На это ориентирует и утвержденный Президентом РФ Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 гг., в котором предусмотрено проведение научных междисциплинарных исследований по вопросам создания теоретических основ реализации в Российской Федерации рекомендаций международных антикоррупционных организаций с учетом особенностей национальной правовой системы.

Заместитель начальника Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции кандидат юридических наук, доцент В.И. Михайлов, поддержав основные тезисы предыдущего выступления об уголовной ответственности юридических лиц, отметил, что данный вопрос было бы проще реализовать, если бы в России был не уголовный, а "наказуемый" кодекс. Основная идея ответственности юридических лиц сводится к тому, что деяния, которые совершаются от имени или в интересах юридического лица, должны быть наказуемы. На второе место по значимости следует поставить вопрос о том, в рамках какого процесса это должно осуществляться. Создать процесс, создать новую теорию доказательств применительно к юридическим лицам, вот в чем проблема. Главное, чтобы были сформулированы определенные составы, сформулирована определенная процедура в этой части, была возможность защищать интересы юридического лица. В заключение выступающий подчеркнул: вводить уголовную ответственность корпораций, организаций за причастность к коррупционным преступлениям сейчас не следует, поскольку смена парадигм, отсутствие надлежащей практики, надлежащих процедур приведут к тому, что объективно эта ответственность будет снижена.

Заместитель Министра юстиции РФ М.А. Травников осветил опыт участия России в рабочей группе ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее - Конвенция) является узкоспециальной и регулирует вопросы борьбы с подкупом как средством получения необоснованных конкурентных преимуществ в инвестиционной деятельности. Россия присоединилась к Конвенции в 2012 г., но за этот период уже успела пройти две фазы мониторинга. Так, было сформулировано большое количество рекомендаций по пятнадцати направлениям, некоторые из них носят общий характер (усиление борьбы с отмыванием денежных средств, популяризация знаний о Конвенции и др.), но некоторые являются серьезными и могут быть предметом дискуссий, в том числе в рамках Форума (например, криминализация обещания и предложения взятки, вопрос изъятия доходов от коррупционных деяний, вопрос, связанный с усилением санкций в отношении юридических лиц, усиление ответственности за искажение финансовой отчетности). Министерством юстиции РФ по данным вопросам организована работа совместно с Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, Министерством внутренних дел РФ и рядом других ведомств. Огромное значение здесь имеет не только деятельность по пресечению преступлений, совершаемых физическими лицами, но и работа по налаживанию системы качественного реагирования крупных компаний, вовлеченных в международный хозяйственный оборот. Важное значение при этом имеет координация обозначенной деятельности и выработка единых подходов.

Председатель Контрольной палаты Республики Армения И.С. Закарян обратил внимание на очевидный факт негативного воздействия коррупции на экономику. Антикоррупционные реформы в Армении начаты на самых трудных и важных направлениях. Будучи высшим финансовым контрольным органом в антикоррупционной борьбе, Контрольная палата приняла следующие основные стандарты: выявление коррумпированных или содержащих коррупционные элементы областей, предложение заключений, уменьшающих коррупционные риски, и раскрытие информации о коррупции. По мнению выступающего, наиболее высокие риски присущи государственным закупкам, строительству, инспекционным, контрольным службам, целевым фондам, распределению грантов и кредитных средств.

Для борьбы с коррупцией необходимо проявить политическую и профессиональную волю. Также в антикоррупционной борьбе очень важно повышение уровня и эффективности законодательного процесса, поскольку действующие законы не всегда улучшают результативность антикоррупционной политики.

Доклад заместителя Министра связи и массовых коммуникаций РФ М.Я. Евраева был посвящен электронным технологиям как средству борьбы с коррупцией. Он рассказал о двух проектах в сфере противодействия коррупции, которые сейчас реализует Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Первый проект предполагает перевод всех многочисленных аукционов, которые существуют в нашей стране, в электронную форму. При этом не меняется форма конкурса, речь идет лишь о том, что при распределении от имени государства имущества либо имущественных прав, которые охватывают практически все сферы экономики нашей страны (это и разделение земельных участков, и лесные, водные участки, недра, биоресурсы, аренда имущества, банкротство и др.), будет изменена обычная форма молоточного аукциона на форму электронного аукциона, где все будет зафиксировано в законодательстве по единой процедуре. Это изменит не только саму форму, но и конкурентную среду, что позволит выйти на качественно новый уровень экономических отношений как между органами власти и предпринимателями, так и между предпринимателями.

Второй проект также связан с информационными технологиями, но он направлен на противодействие коррупции. Проект связан с разработкой "независимого регистратора". Идея заключается в том, что электронным образом фиксируется все, что происходит на электронных площадках, причем вне зависимости от желания самой площадки. Эта информация в зашифрованном виде поступает третьему лицу, которое не может ею воспользоваться. И только по запросу контролирующих, судебных либо правоохранительных органов эта информация будет подлежать раскрытию в необходимом объеме, что даст возможность принимать взвешенные и объективные решения.

Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ по вопросам международного антикоррупционного сотрудничества В.Е. Тарабрин осветил актуальные проблемы международного антикоррупционного сотрудничества. Проблематика международного антикоррупционного сотрудничества занимает в последнее время все более заметное место в деятельности не только ООН, но и Совета Европы, АТЭС, СНГ, Группы 20 (G20), ОЭСР. Антикоррупционное сотрудничество набирает обороты. К настоящему времени созданы достаточно эффектные международные системы противодействия коррупции, и прежде всего Конвенция ООН против коррупции - уникальный, универсальный договор, предусматривающий широкий комплекс мер по противодействию коррупции. Число участников этого договора постоянно растет и на данный момент составляет 171 государство. Что касается Российской Федерации, то она одной из первых подписала Конвенцию в 2003 г., ратифицировав ее в 2006 г. Российским интересам отвечает всемирное укрепление режима установленной Конвенции и добросовестное выполнение участниками всех ее положений. Особая роль при этом принадлежит механизму обзора хода выполнения Конвенции. Он предусматривает как самооценку государств-участников, так и анализ эффективности имплементации Конвенции и выявление возможных сложностей, которые проводятся экспертами из других стран.

Российская Федерация успешно прошла первый цикл обзора. Отечественные эксперты приняли участие в проведении аналогичного обзора по Литве и Нигеру. В то же время налицо попытки определенных сил превратить антикоррупционную работу в инструмент политического давления.

Особо было подчеркнуто, что гражданское общество является важнейшим союзником государств в борьбе с коррупцией. Без эффективного взаимодействия с неправительственными организациями, с гражданским обществом коррупцию не победить. Для этого необходимо объединить усилия правительственные, бизнеса и других представителей гражданского общества.

Президент ФАТФ В.П. Нечаев акцентировал внимание на объединении усилий ведущих стран на различных международных площадках в целях создания эффективных инструментов, способствующих формированию свободной от коррупции бизнес-среды. ФАТФ разрабатывает глобальные стандарты в сферах противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Через эти стандарты она содействует созданию уникального механизма, способного противостоять в том числе коррупционной составляющей теневой экономики. Именно поэтому большая часть рекомендаций ФАТФ связана с антикоррупционными мерами, а коррупция и взяточничество выделены в отдельный вид предикатных преступлений, доходы от которых, если они отмываются, подлежат воздействию механизмов мониторинга и расследования. Эффективная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) делает коррупционный бизнес нерентабельным и слишком рискованным, при условии что эта система действительно эффективна. По итогам саммита Группы 20 (G20) лидеры мировых держав выразили поддержку применению в целях борьбы с коррупцией разработанных ФАТФ мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Совместная реализация антиотмывочных и антикоррупционных мер позволяет добиться значительных результатов.

Председатель Счетной палаты Киргизской Республики Э.С. Ибраимова отметила, что тема коррупции и проблемы борьбы с ней безусловно актуальны в большинстве стран мира. Коррупция представляет реальную угрозу функционированию публичной власти, верховенству закона демократии и правам человека, а также социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает нормальному функционированию рыночной экономики. В феврале 2012 г. вышел указ Президента Киргизской Республики, в котором была утверждена Государственная стратегия антикоррупционной политики. В рамках задач, поставленных Государственной стратегией, Счетная палата разработала План антикоррупционных мероприятий на 2014 - 2015 гг., предусматривающий реализацию комплекса мероприятий по противодействию коррупции. Причина коррупции не столько в слабости или малой численности фискальных и контрольных органов, сколько в неэффективности действующих правил. Поэтому для борьбы с коррупцией необходимы меры не только правоохранительного, но и правоустанавливающего характера, нацеленные на профилактику и предупреждение коррупционных правонарушений.

Заведующий кафедрой конституционного права Белорусского государственного университета доктор юридических наук, профессор Г.А. Василевич акцентировал внимание на необходимости сочетания мер правового и общественного воздействия в рамках противодействия коррупции. Он поддержал идею о том, что российское законодательство в сфере противодействия коррупции является современным, прогрессивным и в целом способно решать те задачи, которые стоят перед государственными органами и гражданским обществом. Выступающий подчеркнул: само совершенствование законодательства не решает проблему, потому как коррупционеры, которые совершают коррупционные правонарушения, так или иначе приноравливаются к новому законодательству, находят свои варианты решения. Без включения общественности, общественных формирований решить проблему коррупции будет очень сложно. К числу основных направлений борьбы с коррупцией следует отнести разумную экономическую политику, упрощение налогового законодательства, анализ причин теневой экономики, эффективную правовую и судебную систему, рациональное регулирование отношений с учетом конституционных принципов и норм, повышение авторитета и ответственности судебной власти за надлежащие выполнение принципов и норм, зафиксированных конституцией, о правовом демократическом социальном государстве, развитие альтернативных способов разрешения споров и т.д. Ученый высказался в поддержку идеи принятия закона об общественном контроле, а также предложил включить в этот акт раздел, посвященный участию общества и граждан в противодействии коррупции.

Заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, директор Департамента финансовых расследований И.А. Маршалов посвятил выступление роли и месту высших органов финансового контроля в борьбе с коррупцией. Он отметил, что в настоящее время в Республике Беларусь сформирована комплексная система законодательных актов, регулирующих различные аспекты противодействия коррупции. В соответствии с Законом о борьбе с коррупцией определены три органа, которые обязаны осуществлять борьбу с коррупцией: органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, имеющие специальные подразделения по борьбе с коррупцией. Законом четко определены субъекты коррупционных правонарушений, детализированная система мер, направленных на борьбу с коррупцией и ее предупреждение, а также установлен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц. Отдельные положения, направленные на противодействие коррупции, закреплены в законах о государственной службе; о декларировании физическими лицами доходов, имущества, источников денежных средств; о мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности; о борьбе с организованной преступностью, а также в ряде актов Президента и Правительства Республики Беларусь. Высшим органом финансового контроля в стране является комитет государственного контроля, который образован Президентом в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. На Комитет государственного контроля Законом возложены функции участия в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции. Выступающий отметил, что на базе Комитета государственного контроля удалось создать уникальный орган финансового контроля, который включает органы финансовых расследований, финансовую милицию, департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля. Кроме того, в настоящее время разрабатывается проект правил служебного поведения и профессиональной этики государственных служащих Республики Беларусь, которые содержат нормы, направленные на снижение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих.

Председатель Счетной палаты Республики Молдова С.А. Урекян акцентировал внимание на том, что коррупция в сфере бизнеса, в том числе в Республике Молдова, будет "процветать" до тех пор, пока риски, связанные с разоблачением действий коррупционеров, не будут превалировать над выгодой, полученной от коррупционных схем. В настоящее время сложно оценить доходы, полученные коррупционным путем, ограничен круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности; процедура лишения иммунитета, которым пользуется определенная группа лиц, не согласуется с интересами уголовного преследования; незаконно полученные доходы и имущество не подлежат конфискации по причине защиты предоставляемой конституционной презумпцией законности добытой собственности и т.д.

Фундаментальным антикоррупционным законодательным актом в Республике Молдова является Национальная антикоррупционная стратегия на 2011 - 2015 гг. Парламентом страны принят важный антикоррупционный пакет законов, среди которых можно выделить: 1) Закон о тестировании профессиональной неподкупности; 2) Закон о применении тестирования на детекторе лжи; 3) Положение о функционировании системы антикоррупционных телефонных линий; 4) Положение об осведомителях по неподкупности.

Выступление проректора Академии Генеральной прокуратуры РФ кандидата юридических наук Т.Л. Козлова было посвящено практике международного сотрудничества по противодействию коррупции в рамках евразийских интеграционных процессов. Докладчик отметил, что в эпоху нарастающих интеграционных процессов Россия находится на стыке двух тенденций. С одной стороны, страна включена в глобальный процесс с учетом международных стандартов в плане противодействия коррупции, с другой - у нас есть тенденция, связанная с сохранением того общего, что есть в правовых системах на пространстве СНГ. По существу, вторая тенденция в сфере противодействия коррупции связана с гармонизацией законодательства государств-участников. На практике синхронизируются шаги обозначенных государств по имплементации конвенций ООН, ОЭСР, Совета Европы в целях обеспечения эффективного сотрудничества в будущем. В процессе международной интеграции следует учитывать внутренние потребности страны в целом, необходимость защиты национальных интересов, отстаивать свои национальные правовые системы, которые являются результатом длительного развития.

Заместитель директора ИЗиСП, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, член Научно-консультативного совета Международной антикоррупционной академии кандидат юридических наук В.И. Лафитский акцентировал внимание на правовых средствах противодействия коррупции в истории и современности. Коррупция - это явление, которое сопровождает человечество с момента формирования первых форм общественной организации. Об этом свидетельствуют все священные писания, которые появились еще до возникновения первых государств. Сегодня задача науки заключается также и в том, чтобы, рассмотрев, какие правовые средства противодействия коррупции применялись в истории, понять, могут ли они быть эффективно использованы в наше время. И картина здесь вырисовывается не вполне благоприятная. Современные законы, конечно, более совершенны, однако утрачена естественная связь между такими нерасторжимыми явлениями, как дача взятки и ее получение; отсутствуют мощные духовно-нравственные средства (ни одно научное исследование не даст того эффекта, который давали священные писания, произведения философов древности); утрачен институт уголовной ответственности юридических лиц; отсутствует сплоченность общества в борьбе с коррупцией и др. Вместо этого появились "уродливые" явления, в частности рынок антикоррупционных услуг, жертвами которого становятся невинные граждане, предприятия, более того, даже целые народы и страны.

Во второй день работы Форума прошли секционные заседания и круглые столы.

Модераторами секционного заседания
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции iconАктуальные вопросы законодательного обеспечения противодействия коррупции
Рассмотрены проблемные вопросы противодействия коррупции в законотворчестве, социально-экономические аспекты коррупции и правовые...

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции icon"Правовые проблемы противодействия коррупции"
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ 2 ноября 2011 г в рамках координации научного и учебно-методического...

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции iconПамятка по противодействию коррупции федеральным законом Российской...
Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №273-фз «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия...

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции iconПамятка для юридических лиц по вопросам противодействия коррупции
...

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции iconПостановление от «05» декабря 2013 г. №1400 г. Чебаркуль Об утверждении...
Данное постановление на сайте Чебаркульского муниципального района

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции iconПодкомиссия по проблемам противодействия коррупции
«Антикоррупционный букварь» подготовлен в рамках издания «Библиотечки антикоррупционера», осуществляемого на основании решений подкомиссии...

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции iconЛекция «Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы»
Йства или традиций. Резкий всплеск коррупции был отмечен в период становления рыночных отношений в XIX веке. Одновременно появились...

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии коррупции
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии коррупции
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции iconРоссийская федерация федеральный закон о противодействии коррупции
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Право





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
p.120-bal.ru
Поиск