Скачать 227.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Социологический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины ОСНОВЫ ПРАВА Направление подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов - 2011 1.Цели освоения дисциплины Целями дисциплины «Основы права» является - воспитание правовой культуры у студентов; - развитие навыков использования нормативных правовых документов в профессиональной деятельности, - реализации прав и свободы человека и гражданина в различных сферах жизни; - познание основных государственно-правовых закономерностей развития общества, овладение понятийным аппаратом юриспруденции, усвоение основных институтов отраслевого российского законодательства. Необходимость юридической подготовки определяется тем, что в современной России роль права и законодательства значительно возросли. Политическая система России постепенно обретает разностороннюю и современную правовую основу. Развивается законодательство, судебная власть обрела самостоятельный статус в системе разделения властей, повышается правовая культура граждан, растёт значимость правового фактора в управлении обществом, проведена судебная реформа, проводится административная реформа, ряд стадий конституционных изменений. Всё это указывает на необходимость серьёзного изучения студентами российского права, без знания которого они не смогут эффективно работать в современной системе общественных отношений. Особое внимание в курсе отводится вопросам государства, его структуры, правопониманию, анализу форм права, формам реализации правовых норм. Значительное место уделяется вопросам правоотношений, юридической ответственности, соотношению государства, права и личности. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Основы права» входит в базовый блок гуманитарного, социального и экономического цикла. «Основы права» связано с другими общими дисциплинами - “Экономика”, “Юриспруденция”. Связь экономической теории и юриспруденции отражается в особенностях современного общества, основанного на рыночных отношениях. Право регулирует эти отношения, является гарантом их стабильности. Студент, изучающий правоведение, должен знать основные методы и понятия, закономерности экономического и общественно-политического развития общества, юриспруденции, экономики. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы права» В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: общекультурными – способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6), способность к работе в коллективе, используя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10), профессиональными – способность свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9), умением правильно применять норма права (ПК-10). По завершении освоения курса обучающийся должен: • Знать: природу и сущность государства и права, основы права, основные закономерности их функционирования и развития, особенности государственного и правового развития России, особенности конституционного строя, правового положения граждан, систему права, основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в основных отраслях материального и процессуального права. • Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, правильно применять и использовать нормативные правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности. • Владеть: юридической терминологией, навыками работы с нормативными актами, навыками анализа различных правовых явлений и правовых отношений, принятия необходимых мер зашиты прав человека и гражданина. 4. Структура и содержание дисциплины «Основы права» Общая трудоемкость «Основы права» составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
5. Образовательные технологии В учебном процессе при реализации компетентностного подхода используются активные и интерактивные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных юридических ситуаций. Эти формы сочетаются с внеаудиторной работой в целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Проведение встреч с представителями правоохранительных органов: суда, прокуратуры, милиции, адвокатуры, с юрисконсультами, сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 6.1. В рамках самостоятельной работы студент должен самостоятельно: - разбирать правовые ситуации (задачи), - работать с учебником и учебно-методическим материалом, самостоятельно изучать отдельные разделы дисциплины. Студент должен выполнить реферат на одну из приведенных тем: 1. Особенности формирования правового государства в России. 2. Форма современного Российского государства. 3. Функции современного Российского государства. 4. Структура механизма Российского государства. 5. Сущность и социальное назначение права. 6. Принципы российского права. 7. Формы российского права. 8. Система Российского права. 9. Основы конституционного строя. 10. Права и свободы человека и гражданина. 11. Гражданские правовые отношения и их элементы. 12. Граждане как субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность граждан. 13. Юридические лица: понятие и виды. Порядок возникновения и прекращения юридических лиц. 14. Гражданско-правовые сделки. Понятие и виды. 15. Условия действительности сделок. 16. Формы собственности в РФ. 17. Право частной собственности граждан и юридических лиц. 18. Право государственной собственности. 19. Гарантии и защита права собственности. 20. Понятие и содержание обязательства по гражданскому праву, основания его возникновения. 21. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. 22. Условия вступления в брак, порядок заключения и расторжения брака. 23. Права и обязанности родителей и детей. 24. Трудовой договор: понятие и содержание. 25. Прекращение трудового договора. 26. Правовое регулирование рабочего времени. 27. Основания, сроки, порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий. 28. Понятие и виды правонарушений. 29. Виды юридической ответственности. Тесты для проведения аттестации по курсу «Основы права» Укажите правильные ответы: 1. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками? А) криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина; Б) конституционное право, гражданское право, финансовое право; В) история политических и правовых учений, теория государства и права. 2. В первобытном обществе отношения между людьми регулировались: А) обычаями, нормами морали и религиозными заповедями; Б) правовыми нормами; В) техническими нормами. 3. Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и её независимости вовне? А) легитимность; Б) суверенитет; В) правосубъектность. 4. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на: А) простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные); Б) демократические и авторитарные; В) монархические и республиканские. 5. Как называется форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей? А) демократия; Б) республика; В) деспотия. 6. Укажите названия функций государства, представляющих собой наиболее общие, важные направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период: А) функции органов государства; Б) основные функции государства; В) неосновные функции государства. 7. Какие органы не входят в систему органов государственной власти? А) Президент РФ. Б) органы государственной власти в субъектах РФ. В) органы местного самоуправления. 8. К исторически сложившимся разновидностям форм выражения права (источникам права в юридическом смысле) относятся: А) политика, мораль, правосознание; Б) правовой обычай, судебный прецедент, договор нормативного содержания, нормативный акт; В) нормативный, правоприменительный, интерпретационный акты. 9. Какие способы воздействия на поведение людей закрепляются в нормах права? А) декларации, призывы; Б) запреты, дозволения, обязывания; В) моральные сентенции, политические программы. 10. Подберите понятие к данному определению: «Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться». А) норма; Б) индивидуальное предписание; В) приказ. 11. Что принято понимать под отраслью права? А) система правовых норм, регулирующих общественные отношения определённого вида; Б) система правовых норм, регулирующих определённую сферу (область) однородных общественных отношений; В) укрупнённый правовой институт. 12. Из каких элементов образуется система права: А) из юридических норм, институтов права и отраслей права; Б) из статей нормативных актов, кодексов, иных источников и отраслей законодательства; В) их всех перечисленных. 13. Назовите одну из основных отраслей права, которая регулирует основные права и свободы граждан и закрепляет структуру, компетенцию высших органов государственной власти? А) конституционное право; Б) административное право; В) гражданское право. 14. От чего зависит юридическая сила нормативного правового акта? А) от времени издания нормативного акта; Б) от территориальной юрисдикции правотворческого органа; В) от компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых отношений и вида нормативного правового акта. 15. Какой нормативный акт обладает высшей юридической силой? А) постановление Правительства; Б) закон; В) Указ Президента. 16. Какой орган обладает правом издания нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации? А) Правительство Российской Федерации; Б) Федеральное Собрание Российской Федерации; В) Президент Российской Федерации. 17. Что из названного не является элементом состава правонарушения? А) объект, субъект; Б) объективная сторона, субъективная сторона; В) обстановка на месте правонарушения. 18. Что из названного не является специфическим признаком правового государства? А) верховенство закона; Б) территория, население, суверенитет; В) организации и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. 19. Каков состав правового отношения? А) объект, субъект, содержание; Б) субъективное право и юридическая обязанность; В) субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона. 20. В ч.1 ст. 40 Конституции РФ закреплено: «Каждый имеет право на жилище». К какому виду конституционно-правовых норм относится норма, содержащаяся в этой статье? А) обязывающая; Б) запрещающая; В) управомачивающая. 21. Какой нормативно-правовой акт является актом, обладающим наибольшей юридической силой, после Конституции России? А) Указ Президента РФ; Б) Федеральный конституционный закон; В) Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 22. Что из перечисленного не относится к юридическим свойствам Конституции РФ? А) верховенство; Б) высшая юридическая сила; В) выполняемые функции Конституции. 23. Какой из перечисленных органов дает толкование Конституции Российской Федерации? А) Верховный Суд РФ; Б) Конституционный Суд РФ; В) Президент РФ. 24. Что из перечисленного не относится к основам конституционного строя РФ? А) разделение властей; Б) идеологическое и политическое многообразие; В) порядок принятия Конституции РФ 25. К политическим правам гражданина РФ относится: А) право на объединение; Б) право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства; В) право на экономическую деятельность. 26. Какая из форм участия граждан в управлении делами государства является формой непосредственного участия или институтом непосредственной демократии? А) участие в митингах; Б) участие в выборах; В) участие через представительные органы власти. 27. Российская Федерация по своей характеристике является: А) светским государством; Б) теократическим государством; В) клерикальным государством. 28. Как граждане РФ участвуют в управлении делами государства? А) как непосредственно, так и через своих представителей; Б) через Правительство РФ; В) через Президента РФ; 29. Какой федеральный орган государственной власти вправе вводить на территории Российской Федерации чрезвычайное положение? А) Совет Безопасности РФ; Б) Правительство РФ; В) Президент РФ; 30. Какой орган имеет право издания нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации? А) Правительство РФ; Б) Федеральное Собрание РФ; В) Президент РФ; 31. Предметом регулирования экологического права являются: А) все природные объекты, расположенные на территории Российской Федерации; Б) общественные отношения по использованию и охране окружающей среды и ее компонентов; В) достижения ученых-экологов. 32. Какие существуют формы собственности на землю и иные природные ресурсы: А) государственная, муниципальная и частная; Б) общественная, производственная и муниципальная; В) императивная и диспозитивная. 33. Система международного права - это: А) целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным правоотношениям; Б) международно-правовые обычаи и договоренности, принятые международным законодательством и исполняемые субъектами международных отношений; В) совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, объединенных общими принципами, а также имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами; 34. Уголовное законодательство в соответствии с Конституцией РФ относится к: А) исключительному ведению Российской Федерации; Б) совместному ведению федерации и субъектов федерации; В) ведению субъектов федерации 35. По действующему законодательству административной ответственности подлежат: А) только физические лица; Б) физические и юридические лица; В) физические лица и установленный законом узкий перечень юридических лиц. 36. По общему правилу, уголовная ответственность в РФ наступает с: А) 16 лет; Б) 18 лет; В) 14 лет Для проведения итоговой аттестации по результатам усвоения дисциплины студент должен знать следующие вопросы. Контрольные вопросы к курсу «Основы права»
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины основы права: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию 30 декабря 2008 г.]. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации - часть первая) [Текст]: [федер. закон : принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.: по состоянию на 27 декабря 2009 г.]. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации - часть вторая) [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 22 декабря 1995 года: по состоянию на 17 июля 2009 г. ]. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации - часть третья) [Текст]: [федер. закон : принят Гос. Думой 1 ноября 2001 года: по состоянию на 30 июня 2008 г.]. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации - часть четвертая) [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 24 ноября 2006 г. : по состоянию на 4 октября 2010 г. ]. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 23 октября 2002 года : по состоянию на 23 июля 2010 г. ]. Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 22 декабря 2004 года: по состоянию на 27 июля 2010 г.]. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 30 декабря 2001 года: по состоянию на 1 декабря 2010 г.]. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию 1 сентября 2008 г.]. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 21 декабря 2001 года: по состоянию на 1 января 2010 г.]. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 22 ноября 2001 года: по состоянию на 18 ноября 2010 г..]. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 24 мая 1996 года: по состоянию на 18 ноября 2010 г.]. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания » // Российская газета. 1994. 15 июня. [ в ред. от 22 октября 1999] в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: «Консультант плюс», «Гарант». 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины - Компьютерный класс, - мультимедийное оборудование, - информационные базы данных; - учебная, научная, монографическая литература, - сборники судебной практики, - юридическая периодика, - оборудованные учебные классы, - залы судебных заседаний. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление Автор Н.Н. Филатов Программа одобрена на заседании кафедры истории государства и права юридического факультета СГУ 21 января 2011 года, протокол № 5. Подписи: Зав. кафедрой Н.Н. Филатов Декан юридического факультета Г.Н. Комкова Декан социологического факультета Г.В. Дыльнов |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки... |
![]() | Направление подготовки бакалавра 081100. 62 «Государственное муниципальное управление» | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки... |
![]() | ТТ); 230700. 62 Прикладная информатика (б-пи); 080100. 62 Экономика (б-эу); 080200. 62 Менеджмент (б-мн); 080400. 62 Управление персоналом... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... |
![]() | Содержание: умк по дисциплине «основы права» для студентов направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» очной... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 04 «Государственное... |
Поиск Главная страница   Доклады   Рефераты   Курсовая работа   Лекции    |